Российское Агентство развития информационного общества РАРИО
2007 2010 2012 2013 2014 2015 2017 2020
Федеральное СМИ Свидетельство о рег. Эл №ФС77-36938 от 20 июля 2009 г.
          

новости

20 июня 2016

Минэкономразвития: электронное взаимодействие между ведомствами и МФЦ налажено по 22 госуслугам

16 июня 2016

Число продуктов в реестре отечественного софта превысило тысячу наименований

все новости

ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

18 мая 2016

18-19 мая в Москве состоялся V Федеральный конгресс по электронной демократии

23 декабря 2015

23 декабря 2015 года состоялся круглый стол-совещание по вопросу посвященном инициированному РАРИО комплексному проекту по доведению объектов незавершенного строительства жилого назначения города Сочи до состояния, пригодного для проживания

  

Для обращений физических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



 

 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

   


НАУЧНО–КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

     


ОРГАНИЗАТОРЫ И ПАРТНЕРЫ

       


ОРГКОМИТЕТ

                  


ПРОГРАММА

          


СПИСОК
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

 

 


 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

ТЕЗИСЫ

 

ФОТООТЧЕТ
1 ЧАСТЬ

 

ФОТООТЧЕТ
2 ЧАСТЬ

 

ВИДЕО

 

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

РЕЗУЛЬТАТЫ
АНКЕТИРОВАНИЯ

 

ТРУДЫ
КОНФЕРЕНЦИИ

 

 



Мероприятие прошло при финансовой поддержке
Министерства образования и науки Российской Федерации

Следующая конференция запланирована на 2013 год.


СОСТОЯЛАСЬ

 

Всероссийская молодежная конференция
«Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах»


 


дата проведения мероприятия - 11  ноября 2011 года
место проведения –
Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова (город Москва, Рязанский проспект, дом 9)

  

 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

 

11 ноября 2011 года при поддержке Министерства образования и науки РФ в Московском государственном гуманитарном университете имени М.А. Шолохова прошла Всероссийская молодежная конференция «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах».

Организатор Конференции – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО». Соорганизаторами Конференции выступили Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие» и Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, генеральным партнером – Группа компаний «Информ Девелопмент».

В мероприятии приняли участие около 200 молодых специалистов – студентов высших учебных заведений, руководителей и работников вузовских библиотек, информационных центров, издательств, книготорговых организаций, компаний – разработчиков программного обеспечения из Москвы, Сергиева Посада, Дмитрова, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казани, Барнаула,  Владивостока, Ставрополя, Омска.

 В рамках Всероссийской молодежной конференции «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах» удалось выделить стратегическое направление развития печатной индустрии. Участники Конференции пришли к единодушному мнению, что внедрение и модернизация информационно-коммуникационных технологий в области издательской и библиотечной деятельности является необходимой мерой для возрождения культурных ценностей страны. Плотное взаимодействие между издательствами, библиотечными центрами и учебными заведения посредством интернет-технологий позволит централизованно распространять актуальную и необходимую литературу для формирования общества, базирующегося на культурно-нравственных, семейных и общественных ценностях.

Делегаты выделили отсутствие мер по защите авторских прав в сети Интернет, как одну из ключевых проблем для создания единого информационного пространства: на сегодняшний день, издательства вынуждены при реализации электронных копий книг закладывать в стоимость компенсацию потерь от незаконного распространения. Таким образом, учебным заведениям для соответствия приказу «О требованиях к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам высшего профессионального образования» необходимо тратить от 5 млн. руб. в год на пополнение и обновление библиотечного фонда. С более широким внедрением электронных библиотечных систем в вузах страны государство будет ежегодно терять миллиарды рублей от интернет-пиратства. Принятие мер по регулированию цен на электронные копии книжных изданий может привести только к сокращению распространения научной литературы.

Развитие издательской деятельности в сети Интернет может благотворно сказаться на развитии общества и распространении российской культуры в других странах, но отсутствие нормативных актов ставит под вопрос не только приход издательств и образовательных учреждений в интернет, но и их конкурентоспособность. 

В Конференции приняли участие: начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр ВОРОПАЕВ, генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», академик Александр АЙГИСТОВ, проректор по инновационной деятельности и качеству Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова Андрей ГЛАЗКОВ, ведущий научный сотрудник Совета по производительным силам при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме Российской академии наук Ирина КОМАРОВА, генеральный директор компании «Константа» Сергей ЛЯПИН (г. Архангельск), ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук Юрий ПОЛЯК, независимый эксперт Общероссийской общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Марина ШИРОКОВА, научный сотрудник Отдела комплектования отечественной литературы Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук Оксана ПАВЛОВА, руководитель департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства при Министерстве энергетики РФ Алексей ТУЛИКОВ, ответственный секретарь Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ответственный секретарь Рабочей группы по совершенствованию законодательства в области сохранения археологического наследия Общественной палаты РФ Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ, заместитель директора по развитию компании «БиблиоТех» Александр КОНЕЧНЫХ, руководитель специальных проектов отдела маркетинга Public.Ru Татьяна КОРСАКОВА, русский поэт, писатель, член Союза литераторов России Анна НЕТУНАЕВА, сетевой автор, член редколлегии  литературного портала Международного творческого объединения детских авторов «Я САМ!», выпускающий редактор электронного журнала для младших школьников «БрайлЛенд» Надежда РАДЧЕНКО, начальник отдела сопровождения внутреннего обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Александр ЖАРИКОВ, генеральный директор компании WEBO Software Николай МАЦИЕВСКИЙ, заведующий отделом информатизации и автоматизации библиотечных процессов библиотечно-информационного центра Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Василий ВЯЧИН, руководитель проекта «Новое поколение» Ольга РУБЦОВА (г. Челябинск), заместитель директора департамента по связям с общественностью компании RU-CENTER Татьяна НОВИКОВА.

Модератором мероприятия выступил генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель Организационного комитета Конференции, академик Александр АЙГИСТОВ. С приветствиями к участникам Конференции обратились начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Александр ВОРОПАЕВ и проректор по инновационной деятельности и качеству Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова Андрей ГЛАЗКОВ.

Ведущий научный сотрудник Совета по производительным силам при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме Российской академии наук Ирина КОМАРОВА в своем докладе описала основные проблемы доступа к социально значимой информации, культурному наследию и образовательным ресурсам. Выступающая отметила, что именно электронные библиотеки являются ключевыми ресурсами, которые обеспечивают доступ к информационным материалам сегодня.

«Если доступа нет, то и отношения к нему нет», – отметила Ирина КОМАРОВА. По мнению выступающей, особенно важное право – право на самовыражение и свободу слова. А сеть Интернет – именно та среда, которая наиболее приспособлена для самовыражения. Креативность, самовыражение чрезвычайно важны в бизнесе, науке и изобретении. Эти черты, так часто подавляемые, крайне важны для устойчивого развития.

Генеральный директор компании «Константа» Сергей ЛЯПИН презентовал новый подход к интеграции информационных ресурсов. В основе озвученного метода лежит создание сети распределенных электронных библиотек, в которой библиотечные серверы с данными объединяются информационной системой с полнотекстовым поиском. Именно этот сервис является наиболее важным для пользователя. Такой сервис характеризуется осуществлением поисковых запросов по множеству библиотечных ресурсов, расположенных на разных серверах и находящихся в ведении различных организаций.

Докладчик в он-лайн режиме продемонстрировал возможности полнотекстового поиска в уже созданной инициаторами Консорциума музейных библиотек распределенной информационно-библиотечной среде.

Примеры сетевых источников информации для научной, педагогической и учебной деятельности привел в своем выступлении ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук Юрий ПОЛЯК. В частности, в его докладе описывался ход работы по проекту электронной библиотеки «Научное наследие России», создающейся в рамках одноименной программы Президиума РАН. Данный ресурс предоставит пользователям информацию о выдающихся российских ученых, начиная с XVIII века – их биографии, оцифрованные портреты, библиографию и отсканированные полные тексты основных публикаций, архивные и музейные материалы.

Проблемы доступности информационных ресурсов, а также программные методы их решения были освещены в докладе независимого эксперта Общероссийской общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» Марины ШИРОКОВОЙ.

Следующим докладчиком Конференции стала научный сотрудник Отдела комплектования отечественной литературы Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук Оксана ПАВЛОВА. Из её выступления можно было узнать, что в последние годы в Библиотеке по естественным наукам развивается принципиально новый  подход к комплектованию изданий, в основе которого лежит привлечение ученых РАН к процессу оценки изданий, предлагаемых книжным рынком,  и учете этих оценок при решении вопроса о заказе и приобретении конкретного издания для библиотек через Централизованную библиотечную сеть Российской академии наук, включающую в настоящее время 120 библиотек по всей России.

Этот подход реализован в виде экспертной системы централизованного комплектования научных библиотек на базе современных сетевых технологий. Эксперты имеют возможность не только знакомиться с информацией, но и оценивать каждое издание с точки зрения целесообразности его приобретения в фонды библиотеки своего института или центральной библиотеки. Каждые две недели с помощью  разработанных и внедренных в технологию комплектования программных средств проводится качественный анализ информации об изданиях и оценках экспертов для определения номенклатуры и «экземплярности» заказываемых изданий.

Руководитель департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства при Министерстве энергетики РФ Алексей ТУЛИКОВ затронул вопросы авторского права в интернете и, в частности, при создании и развитии электронных библиотек.

Первую часть пленарного заседания Конференции завершил ответственный секретарь Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ответственный секретарь Рабочей группы по совершенствованию законодательства в области сохранения археологического наследия Общественной палаты РФ Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ. В его докладе особое внимание было уделено роли библиотек в квалифицированном управлении процессом формирования информационной культуры населения. Учитывая, что значительная часть мира от информационного этапа переходит уже в так называемую экономику знаний, возрастает значение формирования у населения, особенно молодежи,  качественных  навыков работы с информацией.

По мнению докладчика для успешной  работы в данном направлении именно сотрудники библиотек должны обладать грамотным методологическим пониманием вопроса. Данная работа должна базироваться на четком понимании методов формирования высокого уровня информационного сознания, способного не только получать информацию с помощью современных информационных технологий, но и оценивать ее качество и осуществлять наилучший выбор среди предлагаемых решений и информационно-смысловых матриц.

Как считает Вячеслав ЛЕОНТЬЕВ, фундаментальным вопросом в данной проблеме является формирование соответствующих целей и ценностей, делающих человека способным  к качественной социально-духовной деятельности в интро- и экстра-пространствах принимать соответствующие решения. «В совокупности вся информационно-библиотечная система может обеспечить высокоэффективную реализацию так называемого «человеческого капитала» страны, что является необходимым условием для сохранения и развития России в современном мире», - сказал в заключение докладчик.

После кофе-брейка с доклада заместителя директора по развитию компании «БиблиоТех» Александра КОНЕЧНЫХ началось второе пленарное заседание Конференции. Представитель компании-разработчика библиотечно-информационных систем затронул вопросы обеспечения доступа читателей к электронным ресурсам, среди которых важнейшим сегментом являются базы электронных версий книг российских издателей. Докладчик также сделал попытку системного разбора наиболее значимой модели дальнейшего существования этого рынка, заявив, что это – тенденция к объединению издателей в общее электронное пространство единого доступа, в рамках которого каждый издатель будет иметь возможность самостоятельно продавать свой контент.

Руководитель специальных проектов отдела маркетинга Public.Ru Татьяна КОРСАКОВА рассказала участникам о примере крупнейшей электронной библиотеки русскоязычных СМИ, целью которой ставится избавить пользователей от необходимости искать информацию в тысяче разных источников. Поиск необходимых материалов был реализован не за счет традиционного для реальной библиотеки каталога, а сквозным поиском по ключевым словам.

Интересными стали выступления русского поэта, писателя, члена Союза литераторов России Анны НЕТУНАЕВОЙ и сетевого автора, члена РК литературного портала Международного творческого объединения детских авторов «Я САМ!», выпускающего редактора электронного журнала для младших школьников «БрайлЛенд» Надежды РАДЧЕНКО. Литераторы рассказали о сегодняшних проблемах издания произведений и взаимодействия с библиотеками со стороны авторов. Обсуждались вопросы духовной культуры и нравственности, а также цензуры в детской литературе.

Начальник отдела сопровождения внутреннего обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Александр ЖАРИКОВ в своем выступлении разобрал основные тенденции создания и развития системы дистанционного обучения и библиотечных комплексов в современных вузах.

Докладчик отметил, что на нынешнем этапе развития информационно коммуникационных технологий все чаще возникают потребности, которые не могут удовлетворить e-learning технологии. Современные системы дистанционного обучения не могут обрабатывать, анализировать и доставлять обучающемуся актуальную и необходимую информацию. Переход к Smart e-learning характерен внедрением в системы электронного процесса модулей e-Metrics и развитием механизмов по интеграции с ресурсами глобальной сети Интернет. Smart Education – эволюция образовательного процесса за счет сервисов оценки качества материала и обрастания каналами доставки контента.

Александр ЖАРИКОВ резюмировал, что основываясь на последних мировых тенденциях в области развития образования и концепциях интернет-развития, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие десятилетие будет активная интеграция систем электронного обучения, автоматизированных систем учета библиотечных фондов с ресурсами глобальной сети Интернет.

Генеральный директор компании WEBO Software Николай МАЦИЕВСКИЙ заявил, что Интернет является на сегодняшний день не только наиболее мощным средством для распространения информации и общения на любых расстояниях, но и сложившейся средой информационных ресурсов и сообществ. Слабой стороной этой среды общения является низкая техническая доступность основной массы информационных ресурсов, невозможность всем участникам создавать равный культурный вклад и полноценный вклад в культурное развитие России. Но указанная проблема может быть частично решена за счет соответствующих программных средств.

Представитель библиотечно-информационного центра Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заведующий отделом информатизации и автоматизации библиотечных процессов Центра
Василий ВЯЧИН, рассказал о достижениях и проблемах вузовской библиотеки на примере МГГУ им. М.А. Шолохова.

Руководитель проекта «Новое поколение» Ольга РУБЦОВА рассказала о библиотеках США, подчеркнув, что многие из них действительно стали культурно-просветительскими центрами. Выступающая особо отметила непринужденную

обстановку в американских библиотеках, возможности для отдыха, игр, учебы, отсутствие «барьера» между библиотекарями и читателями.

Выступление заместителя директора департамента по связям с общественностью компании RU-CENTER Татьяны НОВИКОВОЙ было посвящено доменной тематике, важной при создании библиотечных порталов, а также поддержке компанией социальных проектов, молодежных информационных порталов, библиотечных ресурсов.

В заключение по итогам работы Всероссийской молодежной конференции «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах» генеральным директором Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председателем Организационного комитета Конференции, академиком Александром АЙГИСТОВЫМ были сформулированы следующие выводы и рекомендации:

1.  В целях обеспечения доступности электронных библиотечных ресурсов Министерству образования и науки РФ предлагается рассмотреть вопрос о включении в вузах специальной дисциплины для студентов младших курсов, посвященной прикладным аспектам пользования электронными библиотечными ресурсами. Примером может являться «Курс электронного источниковедения», разработанный Российской национальной библиотекой.

2.  В целях повышения качества услуг, предоставляемых библиотечными учреждениями, Министерству культуры РФ и др. профильным органам предлагается рассмотреть вопрос о введении в нормативы отчетности работы библиотек – показатели, связанные с учетом количества пользователей ресурсов, в том числе и внешних, а также параметры, характеризующие качество этих услуг.

3.  Российскому Агентству развития информационного общества «РАРИО» предлагается рассмотреть вопрос о создании механизмов выявления и тиражирования лучших практик внедрения библиотечно-информационных систем, перевода библиотечных ресурсов в электронный вид.

4.  Министерству образования и науки РФ предлагается рассмотреть вопрос о расширении общего курса информатики в вузах в направлениях, связанных с библиотечно-информационными ресурсами.

5.  Высшим учебным заведениям РФ предлагается рассмотреть вопрос об организации специальных курсов, посвященных практической стороне пользования имеющимися у них электронными библиотечными ресурсами.

6.  Библиотекам при высших, средних и средне-специальных учебных заведениях РФ предлагается рассмотреть вопрос об организации системы обратной связи, которая позволила бы учесть при формировании электронного библиотечного фонда пожелания конечных пользователей услуг.

7.  Государственной Думе ФС РФ и Министерству образования и науки РФ предлагается рассмотреть вопрос о создании соответствующей нормативно-правовой базы, позволяющей объединять оцифрованные библиотечные фонды вузов, средних и средне-специальных учебных заведений в единую систему.

8.  Российскому Агентству развития информационного общества «РАРИО» предлагается выступить с инициативой проведения круглого стола, посвященного нравственным аспектам участия в тендерах при проведении государственных закупок в области культуры, в частности – в библиотечной сфере.

В рамках мероприятия прошло анкетирование участников на предмет освоения молодыми исследователями и преподавателями лучших научных и методических отечественных и мировых достижений в области библиотечно-информационных систем.

Торговый дом «Библио-Глобус» презентовал новый интерактивный киоск компании и провел промо-акцию, обеспечив всех участников Конференции дисконтными картами. Приятную атмосферу в перерывах создал известный санкт-петербургский музыкант-виртуоз, композитор и исполнитель Арсений ТРОФИМ. Для делегатов были организованы кофе-брейк и ланч-фуршет, а также состоялся розыгрыш ценных призов от партнеров Конференции – компании «Лаборатория Касперского», Регионального сетевого информационного центра RU-CENTER, Компании «Гарант».

По итогам Конференции планируется издание сборника материалов Конференции, а также подготовка научных статей к публикации в научных журналах и журналах из перечня ВАК.

 

  

 

 

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ

 

 

Докладчик: И.И. Комарова, Совет по производительным силам при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме РАН

БИБЛИОТЕКА В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Я задаюсь вопросом: всё-таки Интернет в библиотеке – дань моде или суровая необходимость?

В последние годы особенно активно развивалась программа создания на базе библиотек Центров социально значимой информации. Наши читатели особенно оценили право на доступ к этой информации, обеспеченный библиотеками. Так как чаще всего это право не может быть реализовано.

Когда говорят о социально значимой информации, имеют в виду прежде всего – правовую информацию. Центры доступа к правовой информации были созданы в конце 1990-х годов, и на протяжении ряда лет они активно развивались. В последние два-три года эта работа почти прекратилась, и лишь на последней коллегии министерства о ней опять заговорили.

Правовая информация меняется очень быстро, в том числе информация о библиотеках. В перечень социально значимой информации входит деловая информация; доступ к базе данных трудовых вакансий – это имеет жизненно важное значение.

Право на доступ к образовательным ресурсам. Рост потребности в образовании – растёт. Это чрезвычайно важная услуга и право. Жизнь в посёлке, отдалённом от всяких университетов, ещё совсем недавно означала отсутствие возможности получить образование. Сегодня это не означает, что доступа к образованию нет.

Доступ к культурном наследию. В обеспечении доступа к культурному наследию, безусловно, библиотеки – ключевые организации. Нам всё труднее отказывать в книге читателю, ссылаясь на отсутствие её в фондах, так как в том или ином виде до книги почти всегда можно добраться. Это действенный способ воспитания.

Если доступа – нет, то и отношения к нему нет. Это отдельная болезненная тема. Наши сограждане всё активнее отстаивают своё право на доступ. Если уж президент начал общаться в блогах, то это сигнал нам, чтобы серьёзно отнестись к этой проблеме, и для некоторых сигнал к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.

Важное право – право на самовыражение и свободу слова. А Интернет – именно та среда, которая наиболее приспособлена и для самовыражения. Креативность, как способ самовыражения, чрезвычайно важна в бизнесе, науке и изобретении. Эта черта, так часто подавляемая, крайне важна для устойчивого развития.

 


Докладчик: С.Х. Ляпин, компания «Константа», г. Архангельск
Соавтор: А.В. Куковякин,
Архангельский областной краеведческий музей

ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ НА ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЛНОТЕКСТОВОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Об интеграции на основе распределенных библиотечно-информационных систем.

Новый подход к интеграции информационных ресурсов и поисково-презентационных сервисов может быть реализован на основе создания и развития сети распределенных электронных библиотек с полнотекстовым поиском – именно этот сервис является наиболее важным для пользователя.

‘Распределенным полнотекстовым поиском’ мы будем называть осуществление поисковых запросов по множеству полнотекстовых ресурсов, расположенных на пространственно разделенных (в том числе удаленных) библиотечных серверах, находящихся в ведении различных организаций. Такого рода запрос осуществляется с любого пользовательского рабочего места, имеющего доступ к одному из библиотечных серверов, связанных между собой техническим протоколом, позволяющим: 1) осуществить запрос ко всему множеству серверов, включенных в распределенную среду и 2) отобразить его результаты в среде стандартного браузера, находящегося на пользовательском компьютере.

В нашем случае мы предполагаем на библиотечных серверах одну и ту же информационную систему – а именно ИС T-Libra для создания многофункциональных электронных полнотекстовых библиотек (разработка ООО «Константа», см. http://www.softconst.ru). Об архитектуре и функциональных возможностях ИС T-Libra мы неоднократно рассказывали на крупных конференциях в 2003-2011 годах (EVA-Moscow; АДИТ; Научный сервис в сети Интернет; Интернет и современное общество; Электронный век культуры; видеоконференции ЭЛБИ; Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов). Имеется возможность познакомиться с сервисами полнотекстового поиска по адресу http://demo.tlibra.ru.

В начале 2011 года для ИС TLibra был разработан модуль распределенного полнотекстового поиска, и 5 апреля 2011 года на  заседании конференции «Музейные библиотеки в современном обществе» (Музеи Кремля) группой докладчиков от нескольких организаций Архангельска и Москвы впервые была  осуществлена экспериментальная презентация проекта «Как пройти в распределенную библиотеку?». Эта презентация была воспроизведена затем в режиме видеоконференции ЭЛБИ 8 апреля 2011 г. (http://www.aselibrary.ru/conference/conference43/conference432039).

 2. Электронная библиотека в распределенной среде: организационные вопросы.

Электронная библиотека в распределенной среде позволяет найти оптимальное решение двух важных и взаимосвязанных вопросов: 1) ускоренное создание цифровых ресурсов и 2) рост количества пользователей поисковыми сервисами по доступу к этим ресурсам. Ресурсы создаются каждой из организаций самостоятельно – и остаются в их ведении, размещаются и пополняются на их собственных библиотечных серверах; пользователь ресурсами любой из организаций получает автоматически доступ ко всей совокупности ресурсов участников распределенной среды; кроме того, тем самым каждая организация существенно увеличивает количество своих пользователей.

3. Демонстрация поисковых запросов.

В докладе демонстрируются возможности продвинутого полнотекстового поиска и презентации его результатов в распределенной библиотечно-информационной среде, создаваемой инициаторами Консорциума музейных библиотек.

 

 

Докладчик: Ю.Е. Поляк, Центральный экономическо-статистический институт РАН

КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ – НЕЗАМЕНИМЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС

 Отечественные ученые, специалисты и студенты уже два десятилетия  живут, работают и учатся в условиях дефицита профессиональной литературы. Резко сократились тиражи научных монографий, учебников, журналов; библиотеки не имеют достаточного финансирования. Интернет помогает преодолеть этот дефицит.

 В докладе приводятся примеры сетевых источников информации (каталоги образовательных ресурсов, виртуальные музеи, электронные библиотеки), которые представляют собой важнейшие источники информации для научной, педагогической и учебной деятельности. В частности, описывается ход работы по проекту электронной библиотеки «Научное наследие России», создающейся в рамках одноименной программы Президиума РАН. ЭБ «Научное наследие России» предоставит пользователям информацию о выдающихся российских ученых, начиная с XVIII века – их биографии, оцифрованные портреты, библиографию и отсканированные полные тексты основных публикаций, архивные и музейные материалы.

  

 
Докладчики: С.Н. Павлов, М.Е. Широкова, Общероссийская общественная организация "Общество защиты прав потребителей образовательных услуг"

                                                                         

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

 

В конце прошлого века для информационных ресурсов России отмечалось, что «на основе представляющих общественный интерес государственных информационных ресурсов необходимо формировать их модифицированные версии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю информацию, технологически и организационно легко доступную для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих ее для производства информационных продуктов и услуг»

Появление большого количества различных интернет-ресурсов для большого количества пользователей с различными типами подключений к сети Интернет и различными физиологическими способностями привело к актуализации проблем доступности информационных ресурсов различного рода. Кроме того «Окинавская хартия, принятая в 2003 г. ведущими индустриальными странами мира при участии России, рассматривает создание и эффективное использование информационных ресурсов как важнейший фактор социального и экономического развития человечества»

Вопросы доклада:

·         Проблемы доступности информационных ресурсов

·         Программные методы увеличения доступности

 

 

Докладчик: В.Г. Леонтьев, Общественная палата РФ, Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КУЛЬТУРА И НРАВСТВЕННОСТЬ
В РАБОТЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ

 

Для успешного вхождения страны в информационную экономику и информационную эпоху в целом имеет важное значение  квалифицированное управление процессом формирования информационной культуры населения на базе библиотек.
 

Учитывая, что значительная часть мира от информационного этапа переходит уже в так называемую экономику знаний, возрастает значение формирования у населения, особенно молодежи,  качественных  навыков работы с информацией.

Для успешной  работы в данном направлении сотрудники библиотек должны обладать грамотным методологическим пониманием вопроса. Данная работа  должна базироваться на четком понимании роли библиотек в формировании высокого уровня информационного сознания, способного не только получать информацию с помощью современных информационных технологий, но и оценивать ее качество и осуществлять наилучший выбор среди предлагаемых решений и информационно-смысловых матриц.

Фундаментальным вопросом в данной проблеме является формирование соответствующих целей и ценностей, делающих человека способным  к качественной социально-духовной деятельности в интро- и эксра-пространствах, принимать соответствующие решения.

Роль библиотек в данном процессе является значительной, так как на этапе отбора информации они могут предлагать потребителям качественно проверенные решения. Большое значение имеет организация активного информационного доступа к духовно-культурной информации нравственного характера как гаранта формирования качественных социально-духовных целей и ценностей человека. Все это предъявляет серьезные требования к качеству управления библиотечным процессом в современных условиях информационных технологий.

В совокупности вся информационно-библиотечная система может обеспечить высокоэффективную реализацию так называемого «человеческого капитала» страны, что является необходимым условием для сохранения и развития России в современном мире.

 

 

 Докладчик: О.В. Павлова, Библиотека по естественным наукам РАН

ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ И СЕРВИСОВ НА ОСНОВЕ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЛНОТЕКСТОВОЙ БИБЛИОТЕКИ

 

Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) возглавляет Централизованную Библиотечную сеть (ЦБС) БЕН РАН, включающую в настоящее время 120 библиотек. Это  библиотеки Научных центров, отделений и филиалов РАН; крупные отраслевые библиотеки,  имеющие собственные филиалы; библиотеки, территориально удаленные от других и функционирующие самостоятельно, расположенные во многих регионах России.

В последние годы в БЕН развивается принципиально новый  подход к комплектованию, в основе которого лежит привлечение пользователей (ученых РАН) к процессу оценки изданий, предлагаемых книжным рынком  и учете этих оценок при решении вопроса о заказе и приобретении конкретного издания для библиотек ЦБС БЕН РАН. Этот подход реализован в виде экспертной системы централизованного комплектования научных библиотек базе современных сетевых технологий.

Разработанная специалистами БЕН РАН система предусматривает получение информации о вышедших или планируемых к выпуску зданиях и загрузку ее в реляционную базу данных, поддерживаемую Microsoft SQL-сервером. Загруженная информация, сгруппированная по основным разделам естественных наук, отражается на сайте БЕН РАН (http://www.benran.ru).

Система предусматривает работу с этой информацией экспертов, зарегистрированных в БЕН РАН. Эксперты имеют возможность не только знакомиться с информацией, но и оценивать каждое издание с точки зрения целесообразности приобретения ее в фонды библиотеки своего института или Центральной библиотеки (ЦБ). Информация об изданиях  с оценками экспертов поступает на автоматизированное рабочее место комплектатора (АРМ-К) для проведения анализа (в том числе графического).

Для комплектования отечественной литературой используется информация, поступающая еженедельно из Российской книжной палаты (РКП) по электронной почте, содержащая библиографические описания изданий, а также информация различных издательств. После предварительного просмотра полученного массива отобранные записи загружаются в буферную базу данных. Из нее 2 раза в месяц информация об отечественных изданиях выгружается на сайт БЕН РАН.  Соответственно, каждые две недели с помощью  разработанных и внедренных в технологию комплектования программных средств, реализованных в среде EXCEL,  проводится качественный анализ информации об изданиях и оценках экспертов для определения номенклатуры и экземплярности заказываемых изданий.

 

 

Докладчик: А.А. Нетунаева, русский поэт, писатель, член Союза литераторов России

 

ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ В СЕТЕВОМ ОБЩЕНИИ 

1. Электронные библиотеки.

1.1. Свободные электронные библиотеки Либрусек, Самиздат.

1.2. Общедоступные научные электронные библиотеки.

2. Литературные порталы нашего времени.

3. Достоинства и недостатки электронной литературы.

4. Культура общества и ее отражение в интернете.

5. Социальные сети как вид литературы.

 


Докладчик:
А.В. Конечных, компания «БиблиоТех», г. Долгопрудный

 

МОДЕЛИ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ СИСТЕМ И ПУТИ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ В ВУЗЕ
 

Сегодня всё большую актуальность для университетских, публичных и корпоративных библиотек приобретает задача обеспечения читателей доступом к электронным ресурсам, среди которых важнейшим сегментом являются базы электронных версий книг (ЭВК) российских издателей.

Данный сегмент рынка практически завершил этап своего формирования, накопил первый опыт и в нём наметились определённые тенденции.

В настоящей статье компания «БиблиоТех» делает попытку системного разбора наиболее значимой тенденции, которая, скорее всего, и определит модель дальнейшего существования рынка. Это тенденция к объединению издателей в общее электронное пространство единого доступа, в рамках которого каждый издатель будет иметь возможность самостоятельно продавать свой контент.

Проблема ассортимента в существующих ЭБС. Так сложилось, что основной задачей сегодняшних ЭБС является удовлетворение спроса со стороны прежде всего университетских библиотек. Как известно, на сегодня ни один из поставщиков контента не закрывает своим ассортиментом даже 30% фактических потребностей подавляющего большинства российских вузов. Дабы удовлетворить свои потребности, библиотекам рекомендовано подключаться сразу к нескольким ЭБС. Однако сегодня также можно утверждать, что и совокупный ассортимент всех существующих ЭБС не закроет и половины вышеуказанных фактических потребностей, поскольку во многом ассортимент ЭБС дублируется (секторы 2 и 3.1 на диаграмме). Конечно, если говорить о «каком-то» ассортименте в аспекте дисциплин, то ситуация гораздо лучше. Практически у всех агрегаторов есть «что-нибудь» по большинству дисциплин обучения. Но ведь читателям, как правило, нужно не «что-нибудь», а в первую очередь конкретные наименования по данной дисциплине, и уже затем ещё «что-нибудь» в дополнение. Однако самых необходимых-то наименований в ЭБС в большинстве своём почти нет.

Почему же сегодня даже в тех случаях, когда коммерческий издатель в принципе понимает необходимость вывода своих книг в электронное пространство (и обладает на это правом), ЭБС всё равно не имеют возможности получить в своё распоряжение электронную копию именно необходимой читателю книги? Существует две наиболее значимые причины. Они очевидны. Причина № 2. Начнём со второй по значимости причины. Практически все существующие ЭБС предлагают модель работы лишь в виде подписного доступа. Не вдаваясь в математику, просто резюмируем: такая модель экономически неинтересна издателю. В итоге сторонним ЭБС в основном передаётся лишь тот маловостребованный ассортимент, который в бумажном виде издатель не сильно рассчитывает продать. Гораздо больший ассортимент издатель готов передавать в рамках модели,  оперирующей понятием «экземплярность» и предоставляющей возможность библиотекам приобретать в собственность файлы ЭВК (секторы 3.2 и 4 на диаграмме). Единственной компанией, работающей сегодня в рамках такой модели, является «БиблиоТех». На базе платформы «Электронный читальный зал» любая библиотека или отраслевое объединение библиотек имеет возможность построения собственной многофункциональной ЭБС (схема представлена в июньском номере журнала «УК»).

Модель уникальна. С одной стороны, построенная таким образом ЭБС состоит из собственных оцифрованных учебных пособий и прочих материалов университета (или библиотеки) и интегрируется с любой АИБС. С другой стороны, она объединена с внешними электронными ресурсами уже более 60 издателей, размещенными в центральном коллекторе «БиблиоТех». Совокупный ассортимент ЭВК приблизился к 10 тыс. наименований, полностью отражается в каталогах читателей в режиме предпросмотра и может быть поэкземплярно приобретён в библиотечные фонды ЭБС аналогично принципам комплектования печатными копиями. В настоящее время всем библиотекам, ставящим перед собой стратегические задачи построения собственных эффективных и востребованных ЭБС, предлагается концепция такого создания с учётом особенностей каждой структуры.

Вышеописанная модель образует собой универсальное межбиблиотечное пространство. Она интересна значительному числу издателей и позволяет вместить в себя более востребованный электронный контент. Но до недавнего времени даже такая модель не предоставляла главной возможности, принципиально важной для очень большой группы издателей (секторы 1 и 5 на диаграмме). И потому даже в рамках «ЭЧЗ-БиблиоТех» не было возможности получения АБСОЛЮТНО любой книги от любого издателя.

 


Докладчик:
А.А. Жариков, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

 

БИБЛИОТЕКА 2.0: ИЗМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ

 

Образовательный процесс невозможен без использования актуального и высококачественного учебного контента. Большинство современных вузов внедряют системы дистанционного обучения и библиотечные комплексы, но насколько эффективно?

Рассматривая текущую ситуацию, происходящую в большинстве вузов России, поднимается ряд вопросов касающихся качества учебного контента, его доступности и места в учебном процессе.

Находясь на нынешнем этапе развития информационно коммуникационных технологий, все чаще возникают потребности, которые не могут удовлетворить e-learning технологии. Современные системы дистанционного обучения не могут обрабатывать, анализировать и доставлять слушателю актуальную и необходимую информацию.

Мы подошли к этапу перехода от e-learning к Smart e-learning и Smart Education. Переход к Smart e-learning характерен внедрением в системы электронного процесса модулей e-Metrics и развитием механизмов по интеграции с ресурсами глобальной сети Интернет. Smart Education - эволюция образовательного процесса, за счет сервисов оценки качества материала, и обрастания каналами доставки контента.

Для того чтобы понять что собой представляет умное образование (Smart Education) необходимо вначале рассмотреть условия перехода мирового информационного общества к созданию умных образовательных сред. Современное общество, общество знаний – это социум, в котором институты и организации дают возможность людям и информации развиваться, не ставя никаких преград, и открывают возможности массово производить и массово использовать все виды знаний в масштабах всего общества. Вынужденное существовать в условиях постоянного стремительного роста мировой информации, а, следовательно, и ее постоянного устаревания, оно больше не может оперировать средствами традиционного обучения, когда большая часть образовательного контента отстает от создаваемых и используемых технологий на 2-3 поколения. Методики и технологии электронного обучения, таким образом, выступает в качестве своеобразного базиса, на основе которого может быть осуществлено качественное преобразование всех сфер жизни общества.

Благодаря постоянному развитию методик и механизмов e-learning образовался так называемый второй цифровой разрыв – феномен получения нового и большего эффекта от использования информационно-коммуникационных технологий. Такой эффект достигается в первую очередь из-за роста знаниевого потенциала пользователей, более глубокой степени их вовлеченности в процесс создания и актуализации контента. В таких условиях ключевыми игроками нового рынка знаний становятся именно университеты, роль которых видится не только в сборе, систематизации и хранение знаний для последующего распространения в рамках учебного процесса, но и в создание новых знаний в ходе научных исследований и их материализации с помощью бизнес-инкубаторов. Да и сам процесс обучения вынужден изменяться, приспосабливаться к новым реалиям и требованиям современного общества: тьютором постепенно становится не только преподаватель, но любой человек в сети Интернет, обладающий нужными студенту компетенциями. Более того, на данный момент, ситуация  в образовательной сфере такова, что не принято говорить  об обучении без электронного обучения (“No learning without e-learning”). Таким образом, благодаря развитию информационных технологий образовательная парадигма «студент-преподаватель» все больше трансформируется в «студент-знание», что и позволяет говорить о переходе к новому этапу в развитии электронного обучения – Smart Education.

Базируясь на последних мировых тенденциях в области развития образования и концепциях развития Интернет, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие десятилетие будет активная интеграции систем электронного обучения, автоматизированных систем учета библиотечных фондов с ресурсами глобальной сети Интернет.

 


Докладчик:
Т.В. Корсакова, компания «Public.Ru»

 

ИНТЕРНЕТ-БИБЛИОТЕКА СМИ. CОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОИСКА
И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ

 

Public.Ru - крупнейшая электронная библиотека русскоязычных СМИ формирует собственный архив с 2000 года. Сегодня в фондах Public.Ru доступно более 48 млн. документов из более 3500 источников – газет, журналов, информационных агентств, интернет-изданий и тематических сайтов, а также тексты программ ведущих телерадиоканалов. Ежедневно в базу  загружается более 30 тысяч новых статей. География источников охватывает все регионы России, а также страны ближнего и дальнего зарубежья, такие как Украина, Белоруссия, Грузия, Латвия, Эстония, США и др. Доступны архивные материалы российских изданий , начиная с 1990 года. Адрес в сети Интернет www.public.ru

Появление Public.Ru – это ответ на бурное развитие российского медийного рынка.  У проекта была цель - избавить пользователей от необходимости искать информацию в тысяче разных источников. Поиск необходимых материалов был реализован не за счет традиционного для реальной библиотеки каталога, а сквозным поиском по ключевым словам. В 2000 году независимая группа разработчиков нашла частных инвесторов, разработала и запустила проект электронной он-лайн библиотеки.  Кстати, сайт www.public.ru  был открыт 1 апреля.

Тогда первые пользователи электронной библиотеки получили доступ к 5 миллионам полнотекстовых электронных статей из 750 газет и журналов из всех регионов России.

Наши фонды должны отражать актуальную картину русскоязычного медиапространства. Представлены все значимые общественно-политические, деловые и специализированные издания. Загружаются издания из всех регионов России: газеты областного (республиканского, краевого) уровня; общегородские газеты; местные вкладки центральных изданий; местные общеэкономические и деловые издания; пресса, отражающая экономическую, социокультурную, конфессиональную или иную специфику региона.

В интересах профессиональных пользователей стараемся соблюсти баланс, с одной стороны, предоставить им как можно более широкий охват СМИ, с другой – свести к минимуму количество источников, дублирующих информацию других изданий, так  называемых перепечаток.

При включении новых источников в фонды учитываются множество факторов: тематика издания, его целевая аудитория, ареал распространения и т.п.

Главный наш сервис  – сквозной поиск с использованием ключевых слов по обширному архиву. Однако в проекте регулярно разрабатываются,  тестируются и внедряются новые информационные сервисы в области статистической обработки и систематизации результатов поиска. Сейчас у пользователей уже есть возможность формировать собственные персональные коллекции статей,  изданий или  авторов;  получать автоматическое уведомление о появлении новых статей  на e-mail$ проводить статистические измерения упоминаемости темы в СМИ и анализировать результаты замеров на графиках и диаграммах.

По запросам от клиентов мы подключаем к фондам новые издания. Конечно, если источники из такой заявки не противоречат политике формирования фондов Public.Ru.

Полнота охвата

У всех  компаний хорошо налажена работа с московской прессой - основные центральные издания эти базы учитывают, и тут говорить о каком-то преимуществе одного архива перед другим вообще не приходится. Но продолжительность  мониторинга каждого конкретного источника или  пробелы в загрузке выпусков изданий являются уникальными для каждой из рассматриваемых баз.

Существенные различия в электронных архивах начинаются тогда, когда речь заходит о региональной прессе. Процент уникальных региональных изданий в каждой из обсуждаемых баз составляет до 10%. К сожалению, более точная оценка расхождения списка региональных изданий в информационных базах российских СМИ затруднена в связи с различиями в системах учета источников, принятых в компаниях. (разные форматы- pdf и txt, разные наименования у тематических лент и  приложений и т.п. )

Оперативность

Московская пресса загружается оперативно у всех компаний, но при загрузке в архивы региональной  региональные СМИ попадают в электронные базы уже после обеда. Но чаще всего эти издания появляются в электронных фондах в течение трех дней после выхода тиража. И это общая  проблема для всех архивов.

Достоверность и оперативность

Отметим сразу, что Public.Ru единственный, кто сканирует периодику. Этот способ формирования баз способствует не только полному соответствию электронных версий центральных изданий их печатным копиям (что особенно критично для московских изданий), но и позволяет говорить об оперативности загрузки московских источников в базу. Центральная пресса, как правило, доступна в Public.Ru к 8.00!

В случае с региональной прессой с точки зрения оперативности, предпочтительней может оказаться загрузка электронных версий изданий. Как мы уже говорили многие СМИ из числа отраслевых, региональных и т.д. попадают в этом случае в базу уже после обеда, а часто и вообще в течение 3-х дней после публикации.

В связи с разными технологиями загрузки контента в базу рассмотрим подробнее недостатки и преимущества каждого из них. Так самое уязвимое место технологии сканирования – это ошибки, которые возникают после распознавания текстов, и даже многолетний опыт «работы над ошибками» Public.Ru пока не позволил  полностью решить этот вопрос. Загрузка электронных версий  при чистоте самих текстов может привести к ошибкам в самом контенте – речь идет прежде всего об отсутствии напечатанной статьи в электронной версии номера или наоборот о наличии статьи в электронной версии номера, но ее отсутствии в напечатанном варианте. Повторимся при этом, что данный риск высок только для центральной прессы.

Public.Ru стремясь снизить уровень «помех»  старается не загружать в свою базу рекламные модули, а также такие разделы СМИ, как погода, гороскопы, анекдоты и т.п.

 


Докладчик:
В.В. Вячин, библиотечно-информационный центр Московского государственного университета им. М.А. Шолохова

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЦ МГГУ ИМ. М.А. ШОЛОХОВА

 

Техническое оснащение.

Библиотеки сегодня располагают не только традиционными (печатными) источниками информации, но и электронными источниками, компьютерами, выходом в Интернет. Наш Библиотечно – Информационный Центр не является исключением и предлагает читателям 23 автоматизированных рабочих места в 4 читальных залах.

Сотрудники БИЦ также работают за автоматизированными рабочими местами – их 34.

Благодаря поддержке руководства Университета и понимания важности такого структурного подразделения как Библиотека в структуре ВУЗА, компьютерный парк ежегодно обновляется. Второй год активно ведется работа по информатизации и автоматизации библиотечных процессов. Прописываются дополнительные модули в программе АИБС MARK-SQL под условия работы в нашей Библиотеке. В настоящий момент мы активно осваиваем модуль «Книгообеспеченность» с учетом перехода на новые стандарты и соответственно новые учебные планы. В Библиотеке ведется штрихкодирование учебного фонда. В этом году начата электронная выдача на учебном абонементе для 5 факультетов.

Программное оснащение.

С 1998 года ведется электронный каталог в АИБС Marc SQL. На данный момент электронный каталог содержит около 33 000 записей. По мере использования АИБС осваиваются новые модули. На данный момент сотрудники работают со следующими подсистемами: «Каталогизация», «Периодика», «Абонемент», «Книгообеспеченность», а студенты пользуются подсистемой «Поиск».

С февраля 2011 года во всех читальных залах МГГУ им. М.А. Шолохова (как в головном вузе, так и во всех региональных филиалах) работает и обновляется собственный полнотекстовый ресурс – Электронная библиотека  МГГУ им. М.А. Шолохова. На данный момент этот ресурс включает 2300 документов, среди которых: труды преподавателей и сотрудников Университета, авторефераты и диссертации, защищенные в диссертационных советах Университета, учебно – методические комплексы. При использовании контента в данном ресурсе особое внимание уделяется соблюдению авторских прав, для чего разработаны специальные акты поступления электронных ресурсов от авторов.

БИЦ на сайте Университета.

На сайте Университета в разделе Образование располагается страничка БИЦ
[Режим доступа: http://www.mggu-sh.ru/bibliotechno-informatsionnyi-tsentr], содержащая следующую информацию: структуру, контакты, графики работы, информацию о новых поступлениях в фонд, информацию по традиционным и электронным подпискам, а также тематические виртуальные выставки.


Докладчик:
О.В. Рубцова, магистр в области искусства и культуры, г. Челябинск

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Особое  значение в  связи с реализацией Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, проектом Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  приобретает  проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. При этом оно рассматривается одновременно, как направление образовательной политики, связанное с развитием личности с помощью и на материалах средств массовой коммуникации. Мы, вслед за А.В Фёдоровым, полностью разделяем мнение влиятельного британского медиапедагога/исследователя Д. Букингэма,  который говорил, что  эпоха «информационного об­щества» привела к появлению новой парадигмы образования»

Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение. Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Для более создания единого информационного пространства разработаны следующие направления: развития школьной библиотеки: создание электронных каталогов и единой поисковой сети через Интернет; сетевое взаимодействие с библиотеками других ведомств,  формирование общей  базы данных читателей в Интернете – для удовлетворения любого запроса читателя и получения источника в любой библиотеке города (обеспечение свободного и равного доступа всех жителей города независимо от места проживания к библиотечным ресурсам библиотек КГО, области, России);  партнерство с издателями и подписными компаниями, создание веб-сайтов школьных библиотек.

Школьная библиотека – дин из основных  ресурсов развития образования, и ее деятельность может стать эффективным инструментом модернизации общеобразовательной школы. Именно от методически верно выстроенной системы работы библиотек, можно сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, повысить  информационную  культуру  участников образовательного процесса.

 


Докладчик:
Н.С. Мациевский, компания WEBO Software, Московский государственный университет культуры и искусств

 

ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Интернет является на сегодняшний день не только наиболее мощным средством для распространения информации и общения на любых расстояниях, но и сложившейся средой информационных ресурсов и сообществ. Слабой стороной этой среды общения является низкая техническая доступность основной массы информационных ресурсов, невозможность всем участникам создавать равный культурный вклад и полноценный вклад в культурное развитие России. Но указанная проблема может быть частично решена за счет соответствующих программных средств.

Введение.

В конце прошлого века для информационных ресурсов России отмечалось, что «на основе представляющих общественный интерес государственных информационных ресурсов необходимо формировать их модифицированные версии, содержащие только открытую, интересную массовому пользователю информацию, технологически и организационно легко доступную для граждан, СМИ и независимых коммерческих информационных служб, использующих ее для производства информационных продуктов и услуг» [1, стр. 5].

Появление большого количества различных интернет-ресурсов для большого количества пользователей с различными типами подключений к сети Интернет и различными физиологическими способностями привело к актуализации проблем доступности информационных ресурсов различного рода. Кроме того «Окинавская хартия, принятая в 2003 г. ведущими индустриальными странами мира при участии России, рассматривает создание и эффективное использование информационных ресурсов как важнейший фактор социального и экономического развития человечества» [2, стр. 5].

Проблемы доступности информационных ресурсов.

Существует также ряд социальных препятствий для доступа к информационным ресурсам: низкое материальное обеспечение, слабая информаицонная и сетевая инфраструктура, не позволяющая получить весь комплекс социально-культурных знаний. Низкий общекультурный уровень предполагает повышенные требования к созданию информационных ресурсов и технических средств для работы с ними, это также накладывает ограничения на доступность информации в сети Интернет. При этом есть «необходимость обеспечить равную доступность информации, то есть идей и знаний всем людям, независимо от места их проживания, профессии, имущественного достатка».

При исследовании доступности информационных ресурсов принято учитывать следующие параметры: качество дизайна сайта, возможность и скорость открытия страниц сайта, возможность использования сайта людьми с ограниченными возможностями, полнота представления информации и удобство ее нахождения. Условно все эти проблемы можно разделить на физиологические и технические.

К физиологическим проблемам относится адаптация ресурсов всемирной сети Интернет для людей с ограниченными возможностями. Это включает в себя как ряд стандартов, определяющих представление информационных ресурсов специальным образом, улучшающим их восприятие для такой группы пользователей. Как показывает практика, следование этим стандартам позволяет существенно улучшить ресурсы сети Интернет и для остальных пользователей, повышая общее качество представления информации.

К техническим проблемам можно отнести вопросы доступности информационных ресурсов с различных устройств и в различных условиях подключения. Сюда же относится доступ к ресурсам с мобильных телефонов. «По мнению сэра Тима Бернерса-Ли, создателя Всемирной паутины, в перспективе именно пользователи мобильных устройств будут составлять основную часть интернет-аудитории. Однако пользоваться интернетом на небольших экранах смартфонов и мультимедийных телефонов пока далеко не так удобно, как на экранах компьютерных мониторов».

Проверку технической доступности информационных ресурсов можно осуществлять при помощи большого количества средств мониторинга. При этом стоит учитывать, что доступность информационных ресурсов всегда относительная: существуют области во всемирной сети Интернет, которые не имеют прямого доступа друг к другу (или время доступа между ними больше характерного времени предела ожидания). В таком случае доступность имеет смысл только в терминах доступности для целевой аудитории информационного ресурса, а не для любого пользователя сети.

Также к техническим проблемам доступности можно отнести большое время ожидания (открытия) информационных ресурсов. В этом случае формально сетевой ресурс является доступным, но обычные пользователи испытывают существенные сложности при попытке его использования. В этом случае также принято говорить о частичной технической недоступности.

«Пользователи широкополосного доступа ожидают большей скорости загрузки, при этом пользователям с менее скоростным доступом приходится ждать гораздо дольше. По мере того как высокоскоростной доступ проникает в массы, растет также и размер страницы. Пользователи испытывают психологические и физиологические проблемы при взаимодействии с «медленными» веб-страницами, чувствуют раздражение, если не могут завершить свои задачи, и воодушевление при работе с быстрыми сайтами».

Программные методы увеличения доступности.

«Скорость создания HTML-страниц и общее время загрузки очень сильно влияет на доступность сайта. Ключевым параметром здесь является «загрузка за 4 секунды» и более быстрая загрузка, чем у основных конкурентов. В отсутствии основных преимуществ… скорость работы сайта может оказаться решающим фактором при принятии решения со стороны конечного пользователя».

Программные методы повышения скорости загрузки информационных ресурсов позволяют гарантировать равную доступность информации как для технически оснащенных пользователей (использующих быстрые каналы связи и современное оборудование для выхода в Интернет), так и для пользователей, недостаточно оснащенных технически. На основе многолетнего опыта внедрения можно сказать, что разработанные авторские методики и программные приложения гарантируют высокую скорость и доступность информационных ресурсов для любых пользователей Сети.

 



Докладчик:
Т.И. Новикова, Региональный сетевой информационный центр «RU-CENTER»

ПОДДЕРЖКА ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ДОМЕННОЙ ЗОНЕ

 

1.       Система DNS. Какие домены бывают?

2.       Российская доменная зона.

3.       Сегменты Рунета и геодомены.

4.       Что такое хостинг?

5.       Интернет на службе общества.

 

  


 

  

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

 

Количество участников анкетирования – 73 человека.

Полнота предоставленной в анкетах информации – 100 %.

Ответы участников на вопросы анкетирования

Как Вы считаете, библиотеки с электронными ресурсами - это дань моде или суровая необходимость?

       -        Дань моде. Лучше читать обычные книги на бумажном носителе. – 5,6 % (4 участника).
-        Это необходимость. Электронные библиотеки существенно облегчают процесс пользования библиотечними ресурсами. – 91,7 % (66 участников).
-       
Нужны только электронные библиотечные ресурсы. Бумажный носитель изжил себя. – 4,2 % (3 участника)

Что, по-Вашему, представляют собой центры социально значимой информации на базе библиотек?

       -        Источники, в первую очередь, правовой информации. – 23,6 % (17 участников).
-        Доступ к культурному наследию. – 30,6 % (22 участника).
-        Доступ ко всем ресурсам. – 47,2 % (34 участника).

В чем, на Ваш взгляд, заключаются новые подходы к интеграции ресурсов и сервисов на основе распределенной электронной полнотекстовой библиотеки?

       -        Создание и развитие сети распределенных электронных библиотек с полнотекстовым поиском. – 39 % (28 участников).
-        Создание современной инфраструктуры доступа к информационным библиотечным ресурсам.  – 31 % (22 участника).
-        Распределение информационных библиотечных ресурсов по категориям и их систематизация – 32 % (23 участника).

Решение каких вопросов, по-Вашему, обеспечивает современная электронная библиотека в распределенной среде?

       -        Ускоренное создание цифровых ресурсов. – 9 % (6 участников).
-        Рост количества пользователей поисковыми сервисами по доступу к этим ресурсам. – 29 % (21 участник).
-        Все вышеперечисленное. – 64 % (46 участников).

С чем, на Ваш взгляд, связан дефицит профессиональной литературы в электронных библиотеках?

       -        Резко сократились тиражи научных монографий. – 10 % (7 участников).
-        Отсутствие новых качественных учебников и научных журналов. 15 % (11 участников).
-        Библиотеки не имеют достаточного финансирования для приобретения новой литературы. – 65 % (47 участников).
-        Интернет не помогает преодолеть этот дефицит. – 11 % (8 участников)

Что, на Ваш взгляд, интересно массовому пользователю информационных ресурсов?

       -        Профильные государственные ресурсы. – 6 % (4 участника).
-        Модифицированные версии этих ресурсов, содержащие только открытую и интересную информацию. – 27 % (20 участников).
-        Модифицированные версии этих ресурсов, технологически и организационно легко доступные для граждан и СМИ. – 68 % (49 участников).

Что, по-Вашему, необходимо для успешного вхождения страны в информационное общество?

       -        Квалифицированное управление процессом формирования информационной культуры, в том числе на базе библиотек. – 49 % (35 участников).
-        Быстрый переход от информационного этапа к экономике знаний. – 7 % (5 участников).
-        Формирование у населения (особенно у молодежи) качественных навыков работы с информацией. – 32 % (23 участника).
-        Качественная социально-духовная деятельность, способность принятия соответствующих решений в интро- и экстра- пространствах. – 13 % (9 участников).

Распределите по важности главные точки сетевого литературного общения 

       -        Государственные публичные электронные библиотеки. – 2-е место.
-        Свободные электронные библиотеки (Либрусек, Самиздат и др.) – 1-е место.
-        Общедоступные научные электронные библиотеки. – 4-е место.
-        Литературные порталы в сети Интернет. – 3-е место.
-        Социальные сети. – 5-е место.

В чем, на Ваш взгляд, уникальность модели эффективной электронной библиотечной системы в ВУЗе?

       -        Система состоит из собственных оцифрованных учебных пособий. – 3 % (2 участника).
-       Система состоит из собственных оцифрованных учебных пособий и прочих материалов университета (библиотеки), интегрируется с любой информационно-библиотечной системой. – 56 % (40 участников).
-        Объединена с внешними электронными ресурсами. – 15 % (11 участников).
-        Образует универсальное межбиблиотечное пространство. – 28 % (20 участников).

В чем, по-Вашему, особенность библиотеки 2.0?

       -        Произошел переход от e-learning к Smart e-learning. – 3 % (2 участника).
-        Произошел переход от e-learning к Smart Education. – 15 % (11 участников).
-        Произошел одновременный переход от e-learning к Smart e-learning и Smart Education. – 83 % (60 участников).

Как Вы считаете, повлияют ли модернизационные экономические процессы на дальнейшую информатизацию школьных библиотек?

       -        Да. – 60 % (43 участников).
-        Нет. – 0 % (0 участников).
-        Возможно. – 42 % (43 участника).

Как Вы считаете, приведут ли реформы образования к повышению роли школьных и ВУЗовских электронных библиотек?

       -        Да. – 35 % (25 участников).
-        Нет. – 7 % (5 участников).
-        В зависимости от качества этих реформ. – 60 % (43 участника).

Считаете ли Вы полезным для развития региональных электронных библиотек возникновение в РФ культурно-лингвистических и географических доменов верхнего уровня (например, .ЯКУТСК, .ПЕРМЬ, .КАВКАЗ)?

       -        Да, очень важно. – 39 % (28 участников).
-        Считаю полезным, но не понимаю, как это может помочь в развитии электронных библиотек. – 35 % (25 участников).
-        Никак не связано. – 28 % (20 участников).

 

 

  

 

 

ТРУДЫ КОНФЕРЕНЦИИ

 

 

Скачать: Труды конференции (обновленный сборник от 23.09.2012)


   

 
 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

 

Позвольте сообщить Вам, что 11 ноября 2011 года при поддержке Министерства образования и науки РФ в Московском государственном гуманитарном университете имени М. А. Шолохова пройдет Всероссийская молодежная конференция «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах».

Организатор Конференции – Российское Агентство развития информационного общества «РАРИО». Соорганизатор – Общественный совет информационного развития «Росинформразвитие». Генеральный партнер – Группа Компаний «Информ Девелопмент».

В рамках Конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

·         Информационно-библиотечное обеспечение образования, науки и инноваций

·         Молодежные идеи в создании электронных ресурсов для библиотек: архивирование, статистика, оцифровка

·         Компьютерные технологии, интернет-комплексы и сервисы для библиотек и образования

·         Книгоиздание и электронные ресурсы для библиотек и сферы образования

·         Библиотечные кадры: знания в области ИКТ - новое качество профессии и библиотечного образования

·         Школьные библиотеки и общество знаний

·         Авторское право  и библиотеки в эпоху электронной информации

·         Конкурсное комплектование  в практике работы издателей и библиотек

·         Профессиональная литература по информационным технологиям как часть профессионального образования молодого библиотекаря

·         Роль библиотеки в формировании информационной культуры специалиста XXI века

Планируется, что в Конференции примут участие: председатель Подкомитета по технологическому развитию Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи И.В. ПОНОМАРЕВ, генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО» А.А. АЙГИСТОВ, профессор кафедры прикладной информатики Московского государственного университета культуры и искусств, доктор культурологии, почетный работник высшего профессионального образования РФ О.В. ШЛЫКОВА, проректор по инновационной деятельности и качеству Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова А.А. ГЛАЗКОВ, заместитель директора Российской ассоциации электронных библиотек А.А. АНДРИАНОВА, ведущий научный сотрудник Центрального экономическо-статистического института Российской академии наук Ю.Е. ПОЛЯК, научный сотрудник Отдела комплектования отечественной литературы Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук О.В. ПАВЛОВА, заместитель директора по развитию компании «БиблиоТех» А.В. КОНЕЧНЫХ, ведущий научный сотрудник Совета по производительным силам при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме Российской академии наук И.И. КОМАРОВА, русский поэт, писатель, член Союза литераторов России А.А. НЕТУНАЕВА. и др.

К участию в Конференции приглашаются молодые специалисты – более 150 студентов высших учебных заведений России; руководители и специалисты вузовских библиотек, информационных центров, издательств, книготорговых и других заинтересованных организаций.

Запланированный регламент: доклад – 15 мин., сообщение – 5 мин.

Заявки на участие в конференции и тексты докладов принимаются в электронном виде по адресу электронной почты migan@rario.ru, а также в печатном виде по адресу: 125993, Москва, Газетный пер., д. 3-5, РАРИО.

По итогам мероприятия предусмотрено издание сборника материалов Конференции, а также подготовка научных статей к публикации в журналах из перечня ВАК.

Основные требования к научным статьям: полный текст статьи объемом от 5 страниц формата А4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12, одинарный интервал, формат файла Microsoft Word.

Для докладчиков необходимо указать название и тезисы (до 1 страницы) доклада, ФИО автора/соавторов, должность, ученую степень/звание, полное название организации и лицо, которое будет представлять доклад на конференции.

Оргкомитет оставляет за собой право отбора представленных докладов.

Рабочий язык конференции: русский.

Во время конференции будет проведено анкетирование участников.

Участие в Конференции бесплатное.

Транспортные расходы, проживание за счет участников Конференции.




 

 


 

 

 

  

 

НАУЧНО – КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ КОНФЕРЕНЦИИ


 

АНТОПОЛЬСКИЙ Александр Борисович

Главный научный сотрудник Института научной информации и мониторинга РАО, профессор


АНДРИАНОВА Алла Алексеевна
Заместитель директора по информационным технологиям Российской ассоциации электронных библиотек


ШЛЫКОВА Ольга Владимировна

Профессор Московского государственного университета культуры и искусств, доктор культурологии, почетный работник высшего профессионального образования РФ


ВЕРШИНСКАЯ Ольга Николаевна

Главный научный сотрудник института социально-экономических проблем народонаселения РАН, доктор экономических наук

ЛЕОНТЬЕВ Вячеслав Геннадьевич
Ответственный секретарь Оптинского форума, ответственный секретарь Рабочей группы комплексных проектов по сохранению и эффективному использованию культурного и духовного наследия Общественной палаты РФ

ТУЛИКОВ Алексей Викторович
Руководитель департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства при Министерстве энергетики РФ

 

УВАЙСОВ Сайгид Увайсович
Президент Межрегиональной общественной организации «ИНФОРМПРОГРЕСС», лауреат премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор, академик

ДЕМИДОВ Алексей Александрович
Председатель правления МОО «Информация для всех», лауреат премии Правительства РФ

  

 

 

ОРГАНИЗАТОРЫ

 

Российское Агентство развития информационного общества "РАРИО"
Общественный совет информационного развития "Росинформразвитие"
При финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации

 

 

 

ПАРТНЕРЫ

 

Межрегиональная общественная организация "Информация для всех"

Группа компаний "Информ Девелопмент"
Компания "БиблиоТех"

Лаборатория Касперского

Региональный сетевой информационный центр (RU-CENTER)

Компания "НЕОЛАНТ"

Компания "Гарант"

Компания Public.Ru

 

  



ОРГКОМИТЕТ КОНФЕРЕНЦИИ

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

АЙГИСТОВ Александр Анатольевич
Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие», академик

 


ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

ЧУГУНОВ Андрей Владимирович
Директор Центра технологий электронного правительства СПбГУ  ИТМО, генеральный директор НП ПРИОР Северо-Запад, член Межведомственной рабочей группы по вопросам формирования в РФ электронного правительства при Совете при Президенте РФ
по развитию информационного общества, кандидат политических наук


 

СЕКРЕТАРЬ 

РАЛКОВ Александр Анатольевич

Исполнительный директор Группы компаний "Информ Девелопмент"

 


 

ЧЛЕНЫ ОРГКОМИТЕТА

 

 

ГАЛЮЖИН Алексей Юрьевич
Заведующий сектором деловых программ Правительства Москвы

 

ГАНИН Анатолий Андреевич
Директор по общественным коммуникациям и имиджу,
помощник генерального директора Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»

 

ГЛАЗКОВ Андрей Александрович
Проректор по инновационной деятельности и качеству Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, кандидат экономических наук

 

КОМАРОВА Ирина Ильинична
Ведущий научный сотрудник Совета по производительным силам при Минэкономразвития России и Президиуме РАН, координатор Программы «Красная книга культуры России»

 

ЛЕОНТЬЕВ Вячеслав Геннадьевич
Ответственный секретарь Оптинского форума, ответственный секретарь Рабочей группы комплексных проектов по сохранению и эффективному использованию культурного и духовного наследия Общественной палаты РФ

 

НИКИТЕНКОВА Мария Александровна
Руководитель Центра исследовательских и образовательных проектов Института США и Канады Российской академии наук, кандидат экономических наук


ОРЛОВА Татьяна Павловна
Директор библиотечно-информационного центра Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

 


 

   

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

 



10.00-11.00

 Регистрация участников

Открытие Конференции. Вступительное слово. Приветствия.

11.00 – 11.30

АЙГИСТОВ Александр Анатольевич
Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие», академик, председатель Организационного комитета Конференции

ВОРОПАЕВ Александр Николаевич

Начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям,

ГЛАЗКОВ Андрей Александрович

Проректор по инновационной деятельности и качеству Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, кандидат экономических наук

Библиотека в меняющемся мире
11.30 – 11.50

КОМАРОВА Ирина Ильинична
Ведущий научный сотрудник Совета по производительным силам при Министерстве экономического развития РФ и Президиуме
Российской академии наук

Интеграция ресурсов и сервисов на основе распределенной электронной полнотекстовой библиотеки
11.50 – 12.10

ЛЯПИН Сергей Хамзеевич

Генеральный директор компании «Константа»‏, г. Архангельск

Научное наследие России и электронные библиотеки

12.10 – 12.30

ПОЛЯК Юрий Евгеньевич
Ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института Российской академии наук

Информационно-библиотечное обеспечение инноваций в образовании
12.30 – 12.50

ШИРОКОВА Марина Евгеньевна
Независимый эксперт Общероссийской общественной организации «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг»

Интернет-система экспертных оценок в технологии комплектования отечественной литературой
12.50 – 13.10

ПАВЛОВА Оксана Викторовна
Научный сотрудник отдела комплектования отечественной литературы Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук

Электронные библиотеки в контексте развития законодательства об авторском праве и смежных правах
13.10 – 13.30

ТУЛИКОВ Алексей Викторович
Руководитель департамента развития законодательства в области энергетики Российского энергетического агентства при Министерстве энергетики РФ. Член экспертного совета объединенной рабочей группы по реформированию ЖКХ, строительства и энергетики

Нравственные аспекты применения технологий в библиотечной сфере
13.30 -13.50

ЛЕОНТЬЕВ Вячеслав Геннадьевич
Ответственный секретарь Общественной палаты Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, ответственный секретарь Рабочей группы по совершенствованию законодательства в области сохранения археологического наследия Общественной палаты РФ

13.50-14.20

Кофе-брейк. Неформальная дискуссия

Модели электронно-библиотечных систем и пути создания собственной эффективной электронно-библиотечной системы в вузе
14.20 – 14.40

КОНЕЧНЫХ Александр Владимирович
Заместитель директора по развитию компании «БиблиоТех», г. Долгопрудный

Интернет-библиотека СМИ. Cовременные технологии поиска и анализа информации

14.40 – 15.00

КОРСАКОВА Татьяна Вячеславовна

Руководитель специальных проектов отдела маркетинга Public.Ru

Гуманитарные аспекты в сетевом общении

15.00 – 15.10

НЕТУНАЕВА Анна Александровна

Русский поэт, писатель, член Союза литераторов России

Гуманитарные аспекты в сетевом общении

15.10 – 15.20

РАДЧЕНКО Надежда Юрьевна
Сетевой автор, член РК литературного портала Международного творческого объединения детских авторов «Я САМ!», выпускающий редактор электронного журнала для младших школьников «БрайлЛенд»

Библиотека 2.0: изменение образовательных парадигм
15.20 – 15.40

ЖАРИКОВ Александр Александрович
Начальник отдела сопровождения внутреннего обучения Московского государственного университета экономики, статистики и информатики

Проблемы доступности информационных ресурсов и культурного наследия в Сети

15.40 – 16.00

МАЦИЕВСКИЙ Николай Сергеевич
Генеральный директор компании WEBO Software

Информатизация современных библиотечных процессов в вузе

16.00 – 16.20

ВЯЧИН Василий Валерьевич

Заведующий отделом информатизации и автоматизации библиотечных процессов библиотечно-информационного центра Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова

Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры
16.20 – 16.30

РУБЦОВА Ольга Владимировна

Руководитель проекта «Новое поколение», г. Челябинск

Поддержка электронных ресурсов в российской доменной зоне

16.30 – 16.50

НОВИКОВА Татьяна Ивановна

Заместитель директора департамента по связям с общественностью компании RU-CENTER

Подведение итогов конференции. Ответы на вопросы. Анкетирование участников мероприятия.
Розыгрыш призов.
16.50 – 17.15

АЙГИСТОВ Александр Анатольевич
Генеральный директор Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО», председатель президиума Общественного совета информационного развития «Росинформразвитие», академик, председатель Организационного комитета Конференции

17.15-18.00

Заключительный ланч


  



СПИСОК ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ




 

Скачать: Список зарегистрированных

  


  

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИИ

 

 

 

Скачать: Презентация КОМАРОВОЙ Ирины Ильиничны "Библиотека в меняющемся мире"
 

Скачать: Презентация ПОЛЯКА Юрия Евгеньевича "Научное наследие России и электронные библиотеки"

 

Скачать: Презентация ПАВЛОВОЙ Оксаны Викторовны "Интернет-система экспертных оценок в технологии комплектования отечественной литературой"

 

Скачать: Презентация КОНЕЧНЫХ Александра Владимировича "Модели электронно-библиотечных систем и пути создания собственной эффективной ЭБС в вузе"

Скачать: Презентация КОРСАКОВОЙ Татьяны Вячеславовны "Интернет-библиотека СМИ. Cовременные технологии поиска и анализа информации"

 

Скачать: Презентация ЖАРИКОВА Александра Александровича "Библиотека 2.0: изменение образовательных парадигм"

 

Скачать: Презентация МАЦИЕВСКОГО Николая Сергеевича "Проблемы доступности информационных ресурсов и культурного наследия в Сети"

 

Скачать: Презентация РУБЦОВОЙ Ольги Владимировны "Информатизация библиотек как средство повышения информационной культуры"

 

Скачать: Презентация НОВИКОВОЙ Татьяны Ивановны "Поддержка электронных ресурсов в российской доменной зоне"

 

 

 

  

 

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

 

 



 

Скачать: Информационное письмо Всероссийской молодежной конференции «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах»

 

Скачать: Программа Всероссийской молодежной конференции «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах»

 

Скачать: Список участников Всероссийской молодежной конференции «Компьютерные технологии в библиотечно-информационных системах»