Российское Агентство развития информационного общества РАРИО
2007 2010 2012 2013 2014 2015 2017 2020
Федеральное СМИ Свидетельство о рег. Эл №ФС77-36938 от 20 июля 2009 г.
          

новости

20 июня 2016

Минэкономразвития: электронное взаимодействие между ведомствами и МФЦ налажено по 22 госуслугам

16 июня 2016

Число продуктов в реестре отечественного софта превысило тысячу наименований

все новости

ПРОШЕДШИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

18 мая 2016

18-19 мая в Москве состоялся V Федеральный конгресс по электронной демократии

23 декабря 2015

23 декабря 2015 года состоялся круглый стол-совещание по вопросу посвященном инициированному РАРИО комплексному проекту по доведению объектов незавершенного строительства жилого назначения города Сочи до состояния, пригодного для проживания

  

Для обращений физических лиц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Партнеры Международных Учебно-тренировочных студенческих сборов по спортивному программированию
 



 

 
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

   


НАУЧНО–КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ СОВЕТ

     


ОРГАНИЗАТОРЫ И ПАРТНЕРЫ

       


ОРГКОМИТЕТ

                  


ПРОГРАММА

          


СПИСОК
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ

 


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ

 

 


 

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

ТЕЗИСЫ

 

ФОТООТЧЕТ
(27 июня)

 

ФОТООТЧЕТ
(28 июня - 4 июля)

 

ВИДЕООТЧЕТ

 

ХРОНИКА СБОРОВ

 
 

СТАТИСТИКА

 

РЕЗУЛЬТАТЫ
АНКЕТИРОВАНИЯ

 

ТРУДЫ

 

 


 

 

 


МФТИ

                             

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ. МАТЕРИАЛЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ


27 июня 2012 г.

 


 

 

Докладчик: А.А. Айгистов, руководитель Российского Агентства развития информационного общества «РАРИО»

 

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

 

 

За прошедшие четыре года – с 2008 по 2012 гг., в стране стартовал целый ряд инициатив, связанных с развитием информационных технологий и использованием ИТ для повышения качества жизни граждан.

 

Однозначно можно утверждать, что такого внимания ИТ-проектам на государственном уровне не уделялось до сих пор никогда. Об этом говорит и то, что информационные технологии вошли в пятерку стратегических сфер модернизации российской экономики, и то, что Россия значительно укрепила свои позиции в рейтинге стран по уровню развития электронного правительства.

 

ООН опубликовала свое исследование и рейтинг уровня развития электронного правительства в мире. Как следует из документа, в рейтинге страны ранжируются на основе взвешенного индекса оценок по трем основным составляющим: масштаб и качество онлайн-услуг, уровень развитости ИКТ-инфраструктуры и человеческий капитал.

 

Показатель по каждой из этих трех составляющих, в свою очередь, складывается из оценки ряда параметров. Так, высчитывая показатель по онлайн-сервисам, исследователи оценивали главный государственный портал страны, главный портал госуслуг, а также сайты различных министерств. Во внимание принимался как контент, так и доступность различных сервисов.

 

Уровень развития ИКТ-инфраструктуры оценивался с учетом таких показателей как число интернет-пользователей на 100 жителей, число постоянных абонентов проводного интернета, число единиц оборудования ШПД на 100 человек, а также число пользователей фиксированной телефонной связи и мобильной связи на 100 жителей. При оценке человеческого капитала в расчет принимались такие показатели как уровень грамотности населения и совокупный процент учащихся на различных ступенях получения образования.

 

Лидером нового рейтинга второй раз подряд становится Южная Корея. За ней следуют Нидерланды, Великобритания и Дания, а замыкают пятерку лидеров США.

 

Россия в рейтинге поднялась до 27 места, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59 месте. Стоит отметить, что нынешнее положение стало лучшим результатом России за все время существования рейтинга с 2003 г. По оценкам исследователей ООН, дела с электронным правительством в России обстоят лучше, чем в Ирландии, Италии, Греции, Литве и Польше.

 

Вспомним конкретные инициативы и проекты, позволившие России выйти на более высокие позиции.

 

1. Интернетизация

В 2007 г. пользователями всемирной паутины стали все российские школы (правда, некоторым регионам оказалось не по карману платить за доступ). Затем продолжилось обеспечение компьютерами и интернетом библиотек и медучреждений, но эти проекты были менее успешны.

Подключить к интернету чиновников оказалось не менее сложной задачей. В 2011 г., по данным Минкомсвязи, только 13% органов власти обладали доступом в интернет со скоростью от 2 Мбит/с.

 

2. Свободное ПО

Внедрение свободного программного обеспечения в российских школах и органах госвласти можно назвать и успешным и самым неоднозначным. Известны как положительные примеры, так и те, которые вряд ли можно считать таковыми. Позитивным опытом, среди прочего, является разработка дистрибутива школьного ПО и программная инфраструктура портала госуслуг, реализованная на СПО.

 

В то же время, нельзя назвать успешным продолжение «школьного проекта» - отказавшись от внедрения СПО в учебных заведениях, органы власти ограничилось рассылкой дисков и обучением учителей.

 

Отдельно стоит упомянуть ситуацию с Национальной программной платформой, которая, как предполагается, станет основой для использования в органах государственной власти. Это – предмет для обсуждения на будущих встречах.

 

3. Запуск портала госуслуг

Проект по оказанию населению электронных госуслуг (ОГИЦ) должен был заработать с 1 января 2008 г., но этого не произошло. Обещанного пришлось ждать два года, когда в конце 2009 г. новая команда Минкомсвязи запустила проект Gosuslugi.ru. Шаг за шагом портал наполнялся различными возможностями и привлекал к себе все больше внимания. По данным Минкомсвязи, на конец 2011 г. воспользоваться электронными госуслугами смогли 20% граждан страны.

 

3. Программа «Информационное общество»

В 2010 г. истек срок действия программы «Электронная Россия». Появившаяся новая программа «Информационное общество» (будет действовать до 2020 г.) оказалась более масштабной. В отличие от предшественницы она не ограничивается планами информатизации госаппарата, а планирует проникновение ИТ в самые разные сферы жизнедеятельности россиян – вплоть до культуры и сельского хозяйства.

 

Впервые в документе подобного рода государство обратило внимание не только на предложение, но и на граждан, для кого, собственно говоря, эта программа и реализуется. В госпрограмме прописаны мероприятия по повышению компьютерной грамотности населения, внедрению систем электронной демократии и открытого правительства и др.

 

4. СМЭВ

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построением которой занимаются российские власти на протяжении последних лет, должна позволить гражданам получать госуслуги в режиме одного окна. Уже летом 2012 г. чиновники в регионах лишатся права требовать у обратившегося гражданина документы, которые они могут запросить у своих коллег из других ведомств. Предполагается, что ввод в эксплуатацию этой системы значительно сократит число контактов между гражданином и чиновником, и, соответственно, серьезно ускорит процесс получения необходимых услуг.

 

5. УЭК

Универсальная электронная карта (УЭК) – еще один амбициозный проект, который в 2012-2013 гг. должен охватить всю Россию. Предполагается, что УЭК сможет получить каждый житель страны. Она заменит собой некоторые документы, транспортные и банковские карты, а также будет служить ключом для доступа к порталу госуслуг. Повсеместное распространение УЭК должно было начаться в 2012 г., но затормозилось в связи с переносом срока запуска региональных сегментов СМЭВ.

 

Необходимо проведение мотивационных и просветительских мероприятий среди населения.

 

6. Вертикаль ИТ-власти и персонализация ответственности

Трудно переоценить важность появления в федеральных министерствах и ведомствах, а также в региональных правительствах чиновников уровня заместителей руководителя, отвечающих за информатизацию. Главный региональный информатизатор – теперь должность политическая. Кстати, теперь каждый россиянин может узнать, кто виноват в том, что интересующие его государственные сервисы работают плохо или не работаю вообще. Аналогичные инструменты оценки и прямого влияния на ситуацию появились у руководства страны.

 

Хочется отметить и то, что правительство России готовит постановление, которое определит для чиновников три уровня владения компьютерными технологиями — "базовый", "расширенный" и "специальный". В отличие от «базового» уровня, «расширенный» предполагает более глубокое владение предметом и понимание таких вопросов, как, например, IT-политика правительства. А «специальный» уровень ориентирован на сотрудников госведомств, занимающихся именно высокими технологиями. Необходимый уровень владения IT впишут в квалификационные требования для госслужащих.

 

7. Единый подрядчик «Электронного правительства»

«Ростелеком» стал единым исполнителем работ по реализации в России «Электронного правительства». Оператор, обладающий самой масштабной в стране проводной сетью, теперь, помимо оказания телефонных услуг, строит дата-центры, занимается подключением регионов к СМЭВ, продает ПО для организации электронных госуслуг, разрабатывает облачные сервисы. Именно «Ростелеком» был назначен генподрядчиком проекта по организации видеонаблюдения за президентскими выборами. Преференции государства подконтрольному оператору не вызвали восторга на ИТ-рынке, но, как выяснилось позднее, выполнять проекты только лишь своими силами «Ростелеком» не смог. Частные ИТ-компании одновременно выступают и в роли подрядчиков и в роли конкурентов госоператора.

 

8. Сколково

Инноград Сколково еще не построен, но уже начал приносить первые плоды. Недавно один из его резидентов – компания Parallels – сообщила о выпуске первого коммерческого продукта для провайдеров облачных сервисов, разработанного на средства, полученные от фонда «Сколково». А компания Abbyy, к примеру, обещает, что на средства Сколково доработает технологию Compreno, которая в перспективе может произвести революцию в системах анализа, перевода и поиска текстов на различных языках. К началу марта 2012 г. 131 ИТ-компания стала участником Сколково. О сотрудничестве со Солково заявили 25 международных корпораций. 12 из них, среди которых IBM, Nokia, Intel, Ericsson, приняли решение о создании корпоративных центров НИОКР.

 

9. Массовое обучение граждан компьютерной грамотности и электронная демократия

Нельзя заниматься только технологическими процессами, так как это вызывает большие социальные риски, особенно на региональном уровне. И мы понимаем, что если государство не будет комплексно решать вопросы модернизации всех сфер жизни, в том числе социальной, мы продвинемся, но создадим себе большие проблемы с людьми.

 

Вы конечно понимаете, что здесь я хотел бы обратить внимание на важность комплексного обучения компьютерной грамотности и интернет-коммуникациям граждан среднего и более старшего возраста. Под этим понимается и мотивация граждан к использованию ИКТ в повседневной жизни, и психологическая адаптация граждан к активной жизни в информационном обществе, и, непосредственно, обучение граждан пользованию ИКТ и интернет-коммуникациями (в т.ч. и порталом госуслуг).

                                                                                                                                                                                   

На днях Минкомсвязи РФ направило во все регионы информацию о том, что разработано методическое обеспечение обучения граждан навыкам пользования ИКТ и интернет-коммуникациями. Разработаны мотивационные материалы, в том числе и видеоролики телевизионного качества, направленные на мотивацию граждан, путеводитель по сайту госуслуг и брошюра, в которой простым языком излагаются преимущества использования ИКТ в повседневной жизни. Данная система методик включает в себя конкретную инструкцию для вице-губернаторов, курирующих отрасль информатизации, по организации массового обучения населения навыкам пользования ИКТ и интернет-коммуникациями с уже имеющейся инфраструктурой. Описанные в материалах методики включают в себя механизмы оптимизации бюджетных средств за счет активного привлечения к обучению волонтеров и некоммерческих организаций.

 

Минкомсвязью разработан Единый портал электронной демократии, позволяющий всем гражданам выступить в качестве экспертов различных законопроектов, направить открытое публичное обращение в различные организации (в т.ч. и органы гос. власти).

 

Мы столько говорим об инновациях и модернизации, но забываем, что компьютерное неграмотные люди не могут быть модернизаторами. А для того, чтобы жизнь в стране в действительности изменилась, модернизатором должен выступить весь народ, а не только политический класс, президент, некая элита, которая как-то хочет меняться. Если люди сами не почувствуют тягу к новой жизни на новом витке истории, тягу к тому, чтобы измениться и поменять окружающие условия, поменять экономику, поменять социальную среду, внести необходимые коррективы в политическую систему, то ничего не получится. Компьютерная грамотность в этом случае – особое окно в модернизацию. И задача руководителей, отвечающих за информатизацию, особенно в регионах, состоит в том, чтобы предоставить каждому гражданину возможность обучиться пользованию средствами ИКТ. Мы с вами понимаем, что модернизацией могут заниматься только люди, которые чувствуют себя свободными. Если человек боится компьютера, если он испуган, если он боится государства, боится правоохранительных органов, боится конкурентов, боится самой жизни, то, конечно же, он не может заниматься модернизацией.

 

Поэтому, обучая компьютерной грамотности и интернет-коммуникациям, развивая институты электронной демократии, мы должны думать о том, что, раскрепощая людей, мы даем им дополнительные стимулы к модернизации.

 

 


 

                                                              

Докладчик: С.В. Коновченко,главный советник Департамента обеспечения безопасности в области информации и информационных технологий Аппарата Совета безопасности РФ     

                                                       

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

 

 

 

1.       Обсуждение документа «Основы государственной политики в области культуры информационной безопасности»

2.       Обсуждение целей, задач и принципов государственной политики

3.       Обсуждение первоочередных мероприятий государственной политики

 

 

                                                              


 

 

 

Докладчик: И.Ф. Демидов,проректор по учебной работе Московского городского университета управления Правительства Москвы

                                                                                                

                               

О РОЛИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ
В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

 

МАТЕРИАЛЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИЯ О МАГИСТРАТУРЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ»

 

Магистратура - это вторая ступень двухуровневой системы высшего образования, созданной в процессе реформирования российской образовательной системы согласно Болонскому процессу (Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования). В магистратуре продолжают обучение выпускники бакалаврских программ и дипломированные специалисты.

 

Основная задача магистратуры – подготовить профессионалов для успешной работы в государственной сфере и бизнесе, а также научно-исследовательской деятельности.

 

Университет разработал 11 принципиально новых магистерских программ по 7 направлениям подготовки. Все программы согласуются с задачами развития столичного мегаполиса, отражают реальные кадровые потребности города. Магистерские программы в формате второго высшего образования, получаемого в течение 2-2,5 лет, разработаны совместно с департаментами Правительства Москвы, корреспондируются с государственными программами города Москвы.

 

Подготовка магистров в Московском городском университете управления Правительства Москвы осуществляется по следующим магистерским программам:

 

Направление подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»

Стратегическое управление мегаполисом

 

Направление подготовки 080200.68 «Менеджмент»

Управление государственными и муниципальными заказами

Управление компаниями и бюджетными организациями

Управление проектами

 

Направление подготовки 080400.68 «Управление персоналом»

Практика управления персоналом

 

Направление подготовки 080100.68 «Экономика»

Экономика и управление ЖКХ, энергоэффективностью и ресурсосбережением

 

Направление подготовки 080300.68 «Финансы и кредит»

Финансовый менеджмент

Финансы и учет в бюджетной сфере

 

Направление подготовки 030900.68 «Юриспруденция»

Правовое обеспечение государственного и муниципального управления в столичном мегаполисе

Правовое регулирование имущественных отношений

 

Направление подготовки 230400.68 «Информационные системы и технологии»

Электронное правительство и информационное общество

 

Программы предназначены для лиц, имеющих высшее профессиональное образование: диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра.

 

Выпускники программы получают государственный диплом Московского государственного университета управления Правительства Москвы с присвоением степени МАГИСТР по направлению подготовки и специализации выбранной магистерской программы.

 

 


 

 

Докладчик: А.Ю. Галюжин, заведующий сектором деловых программ Департамента информационных технологий Правительства Москвы

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ ДЛЯ СТОРОННИХ РАЗРАБОТЧИКОВ ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

МАТЕРИАЛ К ВЫСТУПЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ»

 

 

 

Развитие инфраструктуры города – залог устойчивого развития общества в современном мире.  Особенно это актуально для столицы. В эпоху бурного развития технологий главный российский мегаполис должен отвечать самым высоким стандартам в сфере экономики, жизненного уклада и социальной сферы.

Все большее внедрение ИТ в жизнь москвичей содействует этой цели, порождая стремительные информационные потоки и вовлекая в них всё большее количество участников. Эти технологии должны как можно более эффективно служить обществу, стать действенным инструментом для реализации гражданами своих конституционных  прав. Именно такую задачу ставит государственная программа «Информационный город», которая определит направление развития новых технологий в городе на перспективу с 2012 до 2016 г.   

Предмет первоочередного внимания - использование информационных технологий в социальной сфере. Они призваны активно помогать образованию, став средством формирования человеческого капитала и технологического развития экономики города и страны. Упростить доступ к медицинским услугам, став залогом оздоровления нации. Содействовать формированию полноценного гражданского общества, освобождённого от ненужных административных барьеров, обладающего большими возможностями для самореализации и улучшения качества своей жизни.     

Одно из главных направлений – укрепление инвестиционной привлекательности российской столицы, формирование её благоприятного имиджа. Современный мегаполис должен стать комфортным местом проживания и работы, привлекательным рынком для инвестиций. Достичь этого предполагается, в том числе, за счёт внедрения доступного контроля и учёта инвестиционных процессов – в строительстве, в сфере земельно-имущественных отношений, экономики и финансов.

Неотложная задача - оптимизация транспортных потоков за счёт внедрения эффективных и производительных механизмов автоматизации движения и управления пассажиропотоком. Передвижение по городу должно стать не только простым и быстрым, но и безопасным. И здесь информационные технологии могут стать решающим ресурсом.   

При этом важно сохранить всё  лучшее, что накоплено предыдущими поколениями. Информационные технологии призваны сыграть в этом выдающуюся роль в популяризации богатой московской истории, культуры. 

Век информации уже наступил. Его возможности, которые помогут Москве раскрыть свой огромный внутренний потенциал, должны быть полностью использованы.  

 

 

 

 


 

 

Докладчики: В.Е. Кривцов,декан Факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института

 

КООПЕРАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И IT-БИЗНЕСА

 

 

Темы доклада:

- История создания "Системы Физтеха": отбор одаренных школьников, фундаментальная физико-математическая подготовка, выпускающие (базовые) кафедры;

- Физтех сегодня: появление технологических ИТ-компаний среди базовых кафедр МФТИ, совместные проекты МФТИ и его базовых организаций;

- Инновации на Физтехе: создание малых инновационных предприятий (МИП) с участием МФТИ.

 

 


 

Докладчики: Е.З Зиндер,декан Факультета инноваций и высоких технологий Московского физико-технического института

                                                                                       

                                                                                                      

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИИ ПРОГРАММИСТА В СРЕДЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ. 
ЭФФЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ И ТРЕТЬЕЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

 

 

«Архитектура предприятия» (АП) или Enterprise Architecture как самостоятельная дисциплина более 20 лет развивается с целью комплексного рассмотрения ИТ и их применения в интересах предприятий. Развитие этой дисциплины изначально стимулировалось тем, что слишком большое число ИТ-систем, разрабатываемых в стиле создания «научно-технической продукции», приносило предприятиям неоправданные затраты, а не пользу. Это было и остается следствием того, что ИТ-системы часто рассматриваются как технические «построения» вне связи с реальными потребностями предприятий и людей на них, а предприятия не рассматриваются как целостный организм. Например, из них выделялась только некая часть, которую выбрали для автоматизации. До сих пор роль АП многими специалистами в сфере ИТ обосновывается острой необходимостью уменьшать провалы в применении ИТ, хотя понимание и применение АП существенно расширились. В докладе кратко даются определения АП и ее компонентов, поясняются типы предприятий и проектов, для которых АП особенно важна, показываются достижения и направления развития АП сегодня.

 

Однако в целом доклад предназначен для иного: в нем показано, как сегодняшнее развитие ИТ и способов их применения на предприятиях вместе с рядом "смежных" новаций и событий само кардинально меняет архитектуру конкретных предприятий и их систем. Анализируются перспективы интеграции новаций, порождающей мощные синергетические эффекты, влияющие на сам характер труда людей, причем далеко не всегда позитивно. Это, в свою очередь, будет стимулировать продолжение изменений ИТ. Знание этих изменений и взаимовлияний необходимо для понимания наступающих рисков и их предупреждения. При этом учитывается, что ИТ, коммуникации, управление, производство, экология, поведенческая и профессиональная культура тесно связаны взаимовлияниями.

 

Анализируются предыдущие периоды изменения АП с середины 80-х годов. Показываются проявления нового периода изменений, который даст кардинальные изменения предприятий через 3-5-7 лет. Формулируются признаки того, какие архитектуры и системы предлагаются предприятиям в стиле позапрошлого периода, а какие архитектуры будут ориентированы на новые возможности. При этом рассматриваются как новые возможности применения ИТ и новые архитектурные облики предприятий, так и риски, которые они несут. Обсуждаются некоторые возможности управления этими рисками. Помимо прямого применения этих положений в процессах инжиниринга предприятий и ИС, излагаемый прогноз применения ИТ и развития АП показывает, какими методами должен владеть профессионал в сфере создания ИТ-систем через 3 года и далее для автоматизации (информатизации) предприятий, для развития предприятий на основе новых технологий, новых форм и методов труда.

 

В числе направлений и форм развития ИТ и смежных технологий рассматриваются промышленная робототехника, традиционные базовые компоненты компьютеров (процессоры, память) и их параметры, "большие" хранилища данных и связанные с ними методы поиска и аналитической обработки данных, феномены консьюмеризации ИТ и мобильности работников, новые возможности интерфейсов пользователя, включая бесконтактные, социализация и геймеризация рабочих процессов, 3D-принтеры и некоторые другие направления, феномены и эффекты. Показывается как качественное возрастание информационной вооруженности работника и способов ее использования сочетается с развитием массовой культуры применения ИТ и выходом на рынок труда поколения Z.

Анализируется сочетание новых возможностей ИТ и новых способов их использования с потребностями деятельности предприятий, т.е. с деловыми стимулами. Рассматриваются возникающие особенности формирования АП, распространяющиеся на внутреннюю и внешнюю среду предприятия, начиная с развития уже известных архитектур Extended Enterprise и Enterprise 2.0, но с гибким и постоянным переопределением внутренних и внешних связей. Вычленяются новые формы выполнения рабочих процессов, позволяющие увеличить производительность труда и повысить эффективность управленческих процессов. Отмечается падение потребностей не только в ручном труде, но и в выполнении человеком учетных операций, изменение роли систем класса ERP на предприятиях. Анализ АП при этом выполняется, начиная с области бизнес-архитектуры.

 

Рассматриваются возникающие при описываемом развитии АП риски и ограничения ("лишние люди", стрессы, меры тотального контроля, ограничения каналов связи и безопасности, и др., включая специфические социальные риски).

 

 


 

Докладчик: М.Л. Аранович, генеральный директор «Альянс Медиа»

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ИКТ

МАТЕРИАЛ К ВЫСТУПЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИЯ О РОССИЙСКОМ ДЕЛОВОМ
ПОРТАЛЕ «АЛЬЯНС МЕДИА»

 

 

 

Российский деловой портал “Альянс Медиа” (www.allmedia.ru) создан для информационной поддержки российских предпринимателей, развития делового партнерства, продвижения продукции и услуг и формирования механизмов электронного ведения бизнеса. Вы хотите быть в курсе социально-экономической ситуации и основных общественно-политических событий в стране и за рубежом, но у Вас не хватает времени просмотреть и прочитать все необходимые новости? Мы предлагаем Вам возможности Ленты предпринимательских новостей и сервера “Деловая пресса” (www.businesspress.ru), включающего 17 периодических электронных изданий по основным направлениям предпринимательской деятельности. Все издания являются официально зарегистрированными средствами массовой информации. Вы можете не только регулярно читать свежие номера, но и воспользоваться возможностями поиска необходимой Вам информации по архиву с 1998 года.

Сегодня Интернет позволяет не только найти необходимую Вам информацию, но и дает возможность взаимодействия с многомиллионной аудиторией Ваших партнеров во всем мире. Созданные нами интерактивные механизмы информационной поддержки бизнеса позволяют ознакомиться с информацией, введенной в нашу сеть другими предпринимателями – Вашими потенциальными партнерами, а также представить им свои возможности. Теперь Вы можете в полной мере использовать сетевой маркетинг.

Сколько можно искать предложения и подбирать партнеров по их рекламе в газетах и журналах! Эта информация могла устареть еще до ее публикации. Читайте и вносите Вашу информацию в банк данных "Деловые предложения" (www.businessoffers.ru). Получайте информацию из первых рук, которую в это время вносят в систему Ваши партнеры, а также предложения из международных сетей.

Вы имеете свою страничку или сайт в Интернет, являетесь производителем продукции, товаров или услуг и заинтересованы в их реализации? Тогда сервер “Производители товаров и услуг” (www.openmarket.ru) - Ваш способ заявить бизнес-сообществу о своих возможностях.

В нашем Электронном Торговом Центре (www.tradecenter.ru) Вы можете приобрести необходимые Вам, или разместить свои, продукцию и услуги.

Узнать свои возможности, оценить свои силы, скорректировать поведение и изменить ситуацию в свою пользу, Вы сможете, обратившись к серверу "Деловые тесты" (www.businesstest.ru).

Поиск и предложение работы - вечная тема в мире бизнеса. Работу ищут и безработные, и те, кто как-то устроился, и даже те, кто устроен совсем неплохо. Внимательно изучив эту тему, мы решили создать «Кадровое агентство малого бизнеса» (www.jobsme.ru) - ресурс, одинаково интересный и для работодателей, и для тех, кто ищет работу.

У российских предпринимателей должен быть свой канал интерактивного телевизионного Интернет-вещания. Уже сегодня Вы можете просмотреть видеосюжеты о деловой жизни в России.

Российский деловой портал "Альянс Медиа" позволяет осуществлять глобальный поиск по всем нашим ресурсам, а функция персонализации представит поступившую за время Вашего отсутствия информацию согласно Вашим индивидуальным запросам. Каждый в душе - художник, и поэтому Вам предоставлена возможность создать свою неповторимую цветовую гамму портала.

Кроме того, Вы можете:                                                                           
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- посетить сервер “Дистанционный консалтинг” (www.dist-cons.ru), который поможет начинающим предпринимателям организовать и создать свой бизнес, а действующим – правильно вести и развивать его;
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- ознакомиться с информационными ресурсами сети “Малый бизнес Москвы” (www.mbm.ru), содержащие информацию о системе поддержки и деятельности малого бизнеса Москвы;
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- стать пользователями корпоративного сервера Системы межрегиональных маркетинговых центров (www.marketcenter.ru), в состав которой входят 54 центра, действующих в регионах России и за рубежом, воспользоваться информацией о более чем 60000 предприятиях, их предложениях и продукции; региональными ценовыми мониторингами, аналитическими и маркетинговыми исследованиями;
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- узнать все о возможностях лизинга в Москве и регионах России на сервере Московской лизинговой компании (www.ml.ru);
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- узнать все о субконтрактации и найти заказы и партнеров на сервере Международного центра промышленной субконтрактации и партнерства (www.subcontract.ru);
Описание: http://www.allmedia.ru/images/e.gif- познакомиться с деятельностью крупнейшего общественного объединения предпринимателей России – Российской ассоциацией развития малого и среднего предпринимательства (www.rasme.ru).

Ознакомиться со структурой портала и осуществить поиск по его ресурсам Вы сможете в разделе “Карта сети”.

Таким образом, мы предоставляем полный набор информационных ресурсов и технологий для перехода предпринимателей в эру электронного ведения бизнеса.

Разумеется, мы не ограничиваемся электронной информацией и предлагаем Вам комплексное обслуживание на серверах в Интернет, в электронных и печатных периодических изданиях - газетах "Бизнес для всех" и "Деловая Москва". Теперь Вы можете разместить информацию о себе одновременно в печатном и электронном издании.

Мы уделяем значительное внимание изучению мнения предпринимателей по различным направлениям создания и развития бизнеса, социально-экономической и общественно-политической ситуации в нашей стране и за рубежом. Одним из направлений нашей деятельности является создание экспертных систем прогнозирования и развития бизнеса, основанных на результатах, проводимых нами в Интернет опросах мнения предпринимателей.

Одним из условий дальнейшего развития систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности в России, по нашему мнению, является организация взаимодействия действующих информационных систем и ресурсов в интересах предпринимателей. Такое взаимодействие может осуществляться только на основе взаимной заинтересованности сторон. Предлагаем нашим российским и зарубежным партнерам различные варианты взаимовыгодного сотрудничества и реализации совместных проектов в области информационной поддержки бизнеса. Мы предлагаем Вам принять участие в создании единого информационного пространства для предпринимателей. Сегодня нашими партнерами являются крупнейшие российские и зарубежные структуры поддержки бизнеса, объединения предпринимателей, информационные и маркетинговые центры, предприятия и организации. Мы открыты для контактов и сотрудничества.

 





Докладчик: Г.В. Смирнов,менеджер образовательных программ Лаборатории Касперского

 

АКТУАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ 2012

 

-        Ежедневно миллионы компьютеров подвергаются атакам, основным источником которых является интернет.

-        Основной вид преступлений, совершаемый в сети это мошенничество.

-        Каждый день более 80.000 пользователей становятся жертвами киберпреступников.

-        Под прицелом находятся не только персональные компьютеры, но и различные мобильные гаджеты (телефоны, смартфоны, планшеты).

-        Люди все чаще и чаще используют мобильные устройства для совершения покупок в сети, оплаты различных услуг и банковских операций.

-        Эволюция мобильных угроз заслуживает особого внимания.

-        Первые вредоносные программы для мобильников были очень простыми, в них не применялось шифрование или обфускация кода.

-        Сейчас ситуация такова, что на базе мобильных устройств создаются целые ботсети.

-        Мобильные вредоносные программы способны принимать команды по сети, пересылать всю необходимую информацию на сервера злоумышленников.

-        Основное кол-во вредоносных программ нацелено на платформу Android.

-        Drive-by downloads используются для инфицирования пользовательских систем.

-        На конкретном примере будет рассмотрен взлом и дальнейшее распространение вредоносных программ через легитимный сайт издания «Комсомольская правда».

-        2010 год ознаменовался открытием эры кибертерроризма, тогда мы впервые услышали об использовании вредоносных программ на промышленных объектах.

-        Высокотехнологичный червь Stuxnet был нацелен на Бушерскую АЭС в Иране.

-        В 2011 году в поле зрения антивирусных компаний попадает качественно новый вид троянской программы - Duqu.

-        С помощью нее можно осуществлять всевозможный шпионаж над зараженным объектом, в отличие от Stuxnet, троянец не был нацелен на вывод промышленных объектов из строя.

-        Однако подробный анализ этих угроз дает четкое представление о том, что проекты очень похожи и возможно разрабатывались одними и теме же людьми.

-        В мае 2012 года индустрия столкнулась с появлением нового зловреда для осуществления кибершпионажа - Flame.

-        По некоторым данным в СМИ за этими проектами стоят целые государства, которые вкладывают огромные деньги в разработку кибероружия.

-        Март 2012 года принес известия об обнаружении первого ботнета построенного на платформе Mac OS X.

-        Около 800.000 компьютеров были заражены троянской программой, которая осуществляла махинации с пользовательскими запросами в Google.

-        Программа получила название Flashfake, т.к. распространялась под видом Adobe Flash Player.

-        Более подробную информацию Вы можете узнать из моего доклада «Актуальные угрозы 2012 года»

 

 


 

Докладчик: В.Н. Павлов,председатель Профессионального союза программистов России

 

О РОЛИ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ЦИВИЛИЗОВАННОГО IT-РЫНКА

 

ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ СТАТЬИ

 

Предисловие.

 

В этой статье мы решили поговорить о 2Не организациях в целом и профессиональных союзах и профсоюзах (два разных функционала) — чуть подробнее. И это не только потому, что эта тема нам лучше знакома. Профсоюзы- это особый тип организаций, чья деятельность (наряду с политическими партиями) регламентируется отдельным законом, что говорит об их особой институциональной роли.

 

Есть соседняя тема касающаяся 3Не организаций (некоммерческих, негосударственных, непубличных). Отчасти — это зона серьезного профессионального риска, и поскольку эта зона риска в нашей отрасли бурно развивается и расширяется в последние годы, то эта тема заслуживает отдельного серьезного разговора. Для входа в эту проблему (3Не) можно прочи­тать нашу статью (она называется «Статья без названия и вне формата» и размещена у нас на сайте в журнале «Оборонные технологии 21 века). Она посвящена боевым вирусам, сопелам и войнам в электронном пространстве (ВЭП) и отчасти — проблемам связанным с 3Не орга­низациями.

 

В связи с 3Не организациями, напомним наш слоган: “Профессионалы и Минздрав преду­преждают: связи случайные — результаты печальные“.

 

Также способствует просветлению сознания прослушивание песни с печальным припевом о билете в один конец. И прежде чем соглашаться на выполнение «мутной» работы с непро­зрачным клиентом , не лишним будет задуматься о том, сколько стоит в такой работе «обрат­ный билет», если он вообще подразумевается. Слово «стоит» здесь надо понимать и фигу­рально, и буквально.

 

И ещё одно предварительное замечание. Наши предложения и суждения не надо считать окончательными жесткими и бесповоротными. Это всего лишь попытка начать глубокий си­стематический и конкретный разговор о проблемах нашей отрасли со всеми заинтересован­ными сторонами.

 

 


 

Докладчик: О.В. Рубцова,ректор Академии инновационного образования и развития                 

 

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

 

 

 

К 2012 году в условиях быстро развивающегося информационного общества в Российской Федерации сложилась неприемлемая ситуация, когда интересы граждан – членов этого общества – фактически не учитываются органами власти, проводящими в стране политику информатизации. Недостаточно внимательно относятся к гражданам и представители бизнеса информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Это отражается в практических проектах создания элементов информационного общества, электронного государства и электронной коммерции.

 

Дело в том, что поддержка государства в последние годы была ориентирована на стимулирование отечественного бизнеса в сфере ИКТ, то есть на предложение информационных услуг. На формирование адекватного спроса со стороны внутреннего рынка и, прежде всего, индивидуальных потребителей, граждан, внимание обращалось гораздо меньше.

 

Организаторы государственной политики информатизации, на мой взгляд, все-таки еще далеки от осознания того, что, делая ставку в масштабных проектах на бизнес – структуры и органы власти, они все также продолжают иметь дело с гражданами. Гражданами, плохо обученными, иногда агрессивно сопротивляющимися, чаще всего имеющими самые поверхностные знания о том, какую экономию сил и средств им могут обеспечить правильно применяемые информационные технологии. И если об обучении этих граждан, работающих на частных предприятиях, печется собственник, то об обучении чиновников и работников бюджетной сферы мало кто хлопочет.

 

Системы подготовки государственных и муниципальных служащих в сфере использования ИКТ – в стране нет. Еще несколько лет назад даже попытка провести тестирование уровня знаний государственных служащих в ряде субъектов РФ вызывала противодействие со стороны юридических подразделений органов власти. Это обосновывалось отсутствием таких требований в законодательстве о государственной гражданской службе. Эти требования отсутствуют и в настоящее время, однако назрела необходимость выработки национального стандарта информационной грамотности государственных и муниципальных служащих и всеобщего их обучения.

 

Обучение получателей услуг, тех самых граждан, которые стоят «по ту сторону власти» - также проблема государственная. И попытки реализовать проекты по оказанию гражданам электронных услуг обречены, если не будут подкреплены соответствующей системой обучения.

 

Почти четверть века тому назад в период реформирования советской плановой экономики и перехода к рыночным принципам хозяйствования вопрос о своем месте в этом процессе, так или иначе, вынужден был решать каждый экономически активный член общества. Даже позиция «меня это не касается» все равно была определенным ответом на вызов того времени и чаще всего отбрасывала человека на обочину экономической жизни.

 

Абсолютно схожая ситуация наблюдается и сейчас в отношении места каждого гражданина в системе координат информационного общества. Да, можно считать, что лично тебе компьютер не нужен и неинтересен, а сеть Интернет имеет порочное влияние на умы… Однако не стоит забывать при этом, что все больше общественных функций переходит в разряд электронных, выполняемых только с помощью ИКТ – продажа железнодорожных и авиабилетов и товаров, обеспечение социально незащищенных групп граждан через пластиковые карты, обслуживание приборов учета потребляемых гражданами ЖК услуг.

 

Можно попытаться оценить, сколько денег мы теряем, когда покупаем лекарства в первой попавшейся аптеке без получения интернет-справки о стоимости лекарства в аптеках города, когда заказываем путевки у туроператора, не желая освоить самостоятельное бронирование гостиниц в местах своих поездок, покупаем дорогостоящие товары в магазинах, когда нам доступны интернет-магазины с доставкой тех же товаров на дом, но по более низким ценам. И это только финансовые потери – практически невозможно оценить потери от неполученного образования, упущенной вакансии при трудоустройстве, утраты коммуникации с близкими людьми или несостоявшейся вовремя консультации врача.

 

Итак, задачей информатизации в последнее время было создание технической инфраструктуры, поставка компьютеров, прокладка сетей и разработка программных решений. Со временем пришло понимание того, что нужно эти ресурсы наполнять содержанием, и тогда государственные деньги пошли на разработку контента порталов и сайтов. И никто не задумался о том, какой процент людей в России сможет этими ресурсами адекватно пользоваться.

 

Группой риска являются в основном люди возрастной группы 40 , которые оказались за границами государственных программ обучения основам работы на компьютере и в сети Интернет, введенных в школах и ВУЗах не так давно. Под удар попадают также работники бюджетной сферы, бывшие военнослужащие, уволенные в запас, а также лица физического труда, инвалиды и малообеспеченные граждане, пенсионеры. Они оказываются неконкурентоспособными на рынке труда. Также они не могут воспользоваться преимуществами, которые дают компьютерные сети. В частности, не могут оперативно получить сведения об изменениях в законодательстве, об основных событиях, происходящих в стране, выбирать наиболее выгодные тарифы авиаперевозчиков, пользоваться бесплатными информационными услугами, предоставляемыми не только коммерческими, но и государственными структурами (справки о социальных льготах, формы официальных документов, бланков). Отсутствие навыков пользования компьютером приводят к тому, что многие люди старше сорока боятся пользоваться такими аппаратами как банкоматы, пункты приема платежей, информационные киоски, а также интернет-порталами государственных услуг.

 

Согласно Стратегии развития информационного общества к 2015 году все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а это значит, что мы должны и будем жить в формате электронного государства. Поэтому сегодня главное - это привить гражданам зачатки информационной культуры и провести компьютерный ликбез.

 

Развитие инновационной экономики в качестве стратегической цели призывает к повсеместной смене мышления и анализу инновационных возможностей каждой организации, каждого отдельного человека. Существует серьезная взаимосвязь между модернизацией и информационной подготовкой населения. Да и модернизацию сегодня во многом можно приравнять к развитию информационного общества.

 

Итак, роль личности в современном социально-экономическом развитии возрастает. Сегодня в руки широких масс попадают инструменты глобального влияния на социальную и экономическую среду, что хорошо и плохо одновременно.

 

Поставлена стратегическая задача войти в десятку развитых стран. Но как проводить модернизацию, когда каждый десятый в возрасте до 34 лет малограмотный, и почти половина работающего населения страны – компьютерно-неграмотная? Получается, что развитие информационного общества – очень возрастное явление.

 

Население – это ресурс экономического развития. Как эффективно использовать этот ресурс в условиях повсеместного распространения ИКТ? Производство электронных услуг в стране быстро растет, однако в научном аспекте мало кто изучает их потребление. Потребление информационных услуг равно их использованию. В странах ЕС, например, в каждом университете есть подразделение, которое занимается изучением пользователей. Пример вопроса, требующего глубокого изучения: почему так много российских граждан – компьютерно-неграмотные и не используют сеть Интернет?

 

Еще одно мало исследуемое нами явление – цифровое неравенство. Развивается новый вид социального неравенства, вторая волна которого накрыла страну.

 

Третье отсутствующее в российских научных исследованиях направление – разработка механизмов компенсации цифрового и информационного неравенства, механизмов вовлечения граждан в информационное общество.

 

Современное качество трудовых ресурсов уже невозможно описывать без показателей современной информационной подготовки населения. А ведь нет характеристик таких важных показателей, как уровень цифровой культуры личности (компьютерной и интернет грамотности, общей информационной культуры). Отсутствуют такие характеристики пользователей ИКТ, как частота и глубина использования, охват новых возможностей, уровень электронной активности и пр. Полностью отсутствует характеристика целого ряда актуальных с точки зрения развития информационного общества процессов: возможности и потребности населения конкретного региона в сфере ИКТ; развитие цифровых услуг в регионе; восприимчивость жителей к современным технологиям; вовлеченность населения региона в электронный мир; уровень востребованности новых навыков в регионе; цифровой раскол населения региона (по принципу – как доступа, так и разницы в использовании ИКТ).

 

Все эти процессы – социальные последствия распространения ИКТ, давно и широко изучаемые мировой наукой. Проводившиеся же в России исследования в области региональной информатизации были направлены в первую очередь на рейтингование субъектов РФ. Сегодня необходимо провести углубленный анализ потребления ИКТ-услуг как на региональном, так на федеральном уровнях.

 

Подведем итог. Информационный разрыв сегодня – это не отсутствие компьютера, а несформированная потребность человека быть членом информационного сообщества. Исследования готовности людей к модернизационным процессам; пропаганда, обучение, воспитание первичных навыков электронных коммуникаций – вот задачи, решению которых в Российской Федерации следует уделять пристальное внимание. По сути, необходима новая государственная политика по привлечению граждан к активной жизни в информационном обществе и появление организаций-координаторов различных направлений этой политики.